Читатель Евгений Жигулев (56 лет, Москва) описал свой опыт работы продавцом в 1990-х и сейчас. Рассказ отредактирован для удобства чтения.
«Богатые люди шиковали – ящиками скупали жвачку»
Я начинал в 1992 году. Продавал куртки, которые мой сосед привозил из Турции: ему принадлежало четыре небольших ларька (мой – переделанный из фургона) у Проспекта мира. Там же у меня позже появились жвачки «Turbo» — тоже турецкие, пользовались дикой популярностью.
Помню зима, мороз, одиннадцать вечера: останавливается новенькая «девятка» (тогда это была модная машина), вылезает типичный, но немного облагороженный «браток» (в костюме и плаще). За ним семенит девчонка лет 20. Парень торжественно, словно король, скупает у меня все четыре ящика Turbo, а его девушка чуть ли не визжит от восторга. Для того времени – это был настоящий шик (сейчас бы, конечно, никто бы не понял).
Однажды меня полезли грабить какие-то подростки: спал прямо в киоске, ночью просыпаюсь от шума – кто-то ломает дверь, по голосам — юноши. Мат-перемат, угрозы. Я хватаю тяжелый кусок трубы (на этот случай специально припрятанный) и встречаю первого, кто входит. С одной стороны, это были еще дети, лет по 17, а с другой — они явно со мной разговаривать не собирались, у одного был нож. Шибанул одного, остальные разбежались.
Мой киоск был защищен, словно всемирный банк: толстые решетки на окнах, две толстых железных двери.
1990-е были миром вещей. А мы были в центре этого крутого мира.
В соседнем киоске со мной работал кандидат наук, рядом – ветеран Афгана. Продавец — раньше это не считалось какой-то унылой профессией. В 1990-е был мир вещей, их боготворили, из-за них умирали, и я был частью этого крутого мира.
Помню, в моего приятеля стреляли из-за нескольких коробок с джинсами. Сейчас бы никто и пальцем не шевельнул из-за каких-то там штанов! А тогда не было ничего – ни официальной торговли с другими странами, ни своего производства.
И именно мы заменяли целую государственную систему. Когда я выезжал в ту же Турцию за товаром (не часто, но я это делал), то чувствовал себя на острие прогресса. Что я делаю сегодня? Сейчас мне уже 56 лет, я работаю в небольшом магазине фермерских продуктов – у себя в Балашихе. Это очень тихая работа, не сравнить с той, что была. Времена изменились, профессия тоже. Сейчас никто и не поверит в то, что продавец — это звучало круто. Это же хорошо, всему свое время?
Главный редактор Russian Traveler. Готовя репортажи, трудился змееловом, дальнобойщиком и матросом. Спал в пещерах, ходил к вершинам гор и нырял с белухами. В этом блоге – заметки из путешествий, разговоры с самыми интересными людьми со всех концов света, интервью с экспертами по приключениям и тесты вещей, без которых не обойтись в поездках.
Читайте также
Как я работал продавцом в 90-х: «Мой ларек был похож на дзот. А рядом – перестрелки и мешки наличных»
«Сосед по купе вышел – оставил пакет с миллионом рублей. Огромные деньги – как их не забрать себе?»
«Я трус и мне не стыдно»: почему в наши дни мужчине не нужно драться
Самая странная работа: «Зачем-то таскал местному авторитету обычные камни – заработал 3000 долларов»
«Я работал слугой у русского миллионера: он кричал из-за крошек на ковре, но иногда давал мне $1000 за день»