№ 5 (14)

Декабрь – февраль

Russian Traveler №5(14) 2024

Затонувший в Бельгии военный корабль изменил морскую экосистему

Фото: VLIZ

Теперь учёные лучше понимают, как кораблекрушения могут влиять на подводные экосистемы.

В новом исследовании ученые проанализировали останки затонувшего немецкого корабля времен Второй мировой войны V-1302 John Mahn в бельгийской части Северного моря. Они обнаружили, что вещества, просачивающиеся из корпуса судна, до сих пор оказывают влияние на микробиологию и геохимию в этом месте – даже спустя 80 лет после того, как корабль затонул.

Учитывая, что в одном только Северном море покоятся тысячи затонувших кораблей, их суммарное воздействие на морскую экосистему потенциально огромно, особенно с учетом боеприпасов и опасных материалов, которые часто перевозят военные суда.

«Мы хотели посмотреть, продолжают ли старые кораблекрушения в нашей части моря формировать местные микробные сообщества и воздействуют ли они на окружающие отложения. Этот микробный анализ является уникальным в рамках проекта», – Жозефьен Ван Ландуит, микробиолог из Университета в Генте.

V-1302 John Mahn использовался как рыболовный траулер, а во время войны был переоборудован в патрульный катер. Он был потоплен недалеко от побережья Бельгии в 1942 году британскими Королевскими военно-воздушными силами в рамках операции Channel Dash.

Исследователи взяли образцы стального корпуса и отложений в двенадцати различных точках вблизи места крушения и на расстоянии от него, чтобы увидеть, как далеко может распространяться возможное загрязнение.

Концентрация токсичных загрязняющих веществ вокруг судна варьировалась в зависимости от расстояния: были обнаружены тяжелые металлы (такие как никель и медь), мышьяк, взрывоопасные соединения и полициклические ароматические углеводороды или ПАУ (химические вещества, встречающиеся в природе в угле, сырой нефти и бензине).

Фото: VLIZ
Останки судна V-1302 John Mahn в Северном море

Как и следовало ожидать, концентрация этих загрязняющих веществ увеличивалась по мере приближения к кораблю. Например, самые высокие концентрации металлов были обнаружены в образце, расположенном ближе всего к корабельному угольному бункеру.

Исследователи обнаружили, что эти концентрации существенно влияют на окружающую микробную жизнь. Такие микроорганизмы, как Rhodobacteraceae и Chromatiaceae, которые разлагают ПАУ, были обнаружены в образцах с самыми высокими концентрациями загрязняющих веществ. На корпусе судна были обнаружены сульфатредуцирующие бактерии, которые, скорее всего, разъедали его.

«Эти корабли скрыты от наших глаз, и мы часто не знаем, где они покоятся, но они все еще могут загрязнять морскую экосистему. На самом деле, их преклонный возраст можетдаже увеличить риск для окружающей среды из-за коррозии. Таким образом, воздействие на окружающую среду все еще расширяется», – Жозефьен Ван Ландуит.

Исследователи говорят, что им еще многое предстоит узнать о влиянии кораблекрушений на подводные экосистемы, и это еще один пример того, как человеческая деятельность меняет окружающий нас природный мир.

«Широкая общественность часто проявляет интерес к затонувшим кораблям из-за их исторической ценности, но потенциальное воздействие этих кораблекрушений на окружающую среду часто упускается из виду.

Мы исследовали только одно судно, на одной глубине, в одном месте. Чтобы получить более полное представление об общем воздействии кораблекрушений на экосистему Северного моря, необходимо было бы взять образцы большего количества кораблекрушений в разных местах», – заключает Ван Ландуит.