Более 20% всех видов рептилий находятся под угрозой вымирания

Фото: pxhere.com

Ученые бьют тревогу.

Новое исследование показало, что каждый пятый вид рептилий, в том числе более половины черепах и крокодилов, находится под угрозой исчезновения. Катастрофическое сокращение биоразнообразия во всем мире все чаще рассматривается как угроза жизни на Земле – столь же важная, как и связанная с ней угроза изменения климата.

К сожалению, вымирание происходит не только среди млекопитающих, но и почти во всех других классах и группах животных: среди пресмыкающихся, земноводных, рыб и даже насекомых. Интенсивность, с которой идет этот печальный процесс, позволяет ученым заявлять, что планета находится на пороге массового исчезновения видов.

Угрозы другим существам хорошо задокументированы. Более 40% амфибий, 25% млекопитающих и 13% птиц могут находиться под угрозой исчезновения. Но до сих пор у исследователей не было исчерпывающей картины касательно рептилий в зоне риска.

В новой работе исследователи с использованием критериев из Красного списка исчезающих видов Международного союза охраны природы (МСОП) оценили 10 196 видов рептилий.

Они обнаружили, что по крайней мере 1829 (21%) из них либо уязвимы (VU, Vulnerable), либо находятся под угрозой исчезновения (EN, Endangered), либо находятся на грани вымирания (CR, Critically Endangered).

«Это просто ошеломляющее количество видов – и все они, по нашему мнению, находятся под угрозой. Теперь, когда мы знаем об угрозах, с которыми сталкивается каждый вид рептилий, мировое сообщество может сделать следующий шаг и инвестировать в преодоление часто недооцениваемого и серьезного кризиса биоразнообразия», – Нил Кокс, соавтор исследования из Международного подразделения по оценке биоразнообразия МСОП.

Ученые обнаружили, что крокодилы и черепахи относятся к числу наиболее подверженных рискам видов: около 58% и 50% из этих рептилий соответственно находятся под угрозой.

По словам Кокса, часто это было связано с чрезмерным истреблением этих животных человеком. Он отметил, что крокодилов убивают ради мяса и для того, чтобы избавиться от них в населенных пунктах, тогда как черепахи становятся мишенью для торговли домашними животными и используются в традиционной медицине.

Еще одним известным видом, находящимся под угрозой, является королевская кобра (Ophiophagus hannah), самая большая ядовитая змея в мире. Она может вырастать до пяти метров в длину, питаясь другими змеями в лесах на огромной территории от Индии до Юго-Восточной Азии.

«Это настоящий культовый вид в Азии, и очень жаль, что даже такие широко распространенные виды, как этот, действительно страдают и находятся в упадке», – сказал Кокс, добавив, что вырубка леса и преднамеренное истребление со стороны человека стали самыми крупными угрозами для змеи.

Фото: Benjamin Michael Marshall / Flickr
Королевская кобра

Брюс Янг, главный зоолог NatureServe и один из руководителей исследования заявил, что рептилии, находящиеся под угрозой исчезновения, в основном сосредоточены в Юго-Восточной Азии, Западной Африке, северном Мадагаскаре, Северных Андах и Карибском бассейне.

Исследователи обнаружили, что поресмыкающиеся, живущие в засушливых местах обитания, таких как пустыни, луга и саванны, значительно меньше подвержены угрозам, чем те, что обитают в лесах. Для рептилий представляют угрозу сразу несколько факторов: сельское хозяйство, лесозаготовки, инвазивные виды и расширение городов.

С изменением климата оказалось связано только 10 процентов угроз для пресмыкающихся, хотя ученые отмечают, что эта оценка может быть заниженной: в исследовании были приняты во внимание только долгосрочные угрозы, такие как повышение уровня моря, или косвенные опасности, связанные с климатом.

Янг рассказал, что оценка угроз рептилиям, в которой участвовали сотни ученых со всего мира, заняла около 15 лет. Такой долгий срок связан с отсутствием должного финансирования. Исследователи надеются, что новая оценка поможет стимулировать международные действия, чтобы остановить утрату биоразнообразия.

«Посредством такой работы мы освещаем важность этих существ. Они являются частью древа жизни, как и любые другие, и в равной степени заслуживают внимания», – заключил Янг.

Не только рептилии: популяции акул и скатов за полвека сократились на 71%

Биологи, изучающие популяции акул (Selachii) и скатов (Batomorphi) по всему миру, опубликовали тревожное исследование, показывающее быстрое сокращение численности этих видов за последние полвека. Ученые отмечают, что такие события вызывают волновой эффект, который может оказать влияние на экосистему океана в целом.