Чем меньше скорпион, тем он смертоноснее: правда или миф?

Фото: Luísa Mota / flickr.com

Бразильский желтый скорпион (Tityus serrulatus)

Оказывается, Индиана Джонс был прав.

В фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» главный герой как-то раз сказал: «Когда дело касается скорпионов, то чем они больше, тем лучше. Но если тебя ужалит мелкий, не советую держать это в секрете».

Ученые доказали, что знаменитый (и вымышленный) профессор археологии был прав – мелкие виды скорпионов гораздо более ядовиты, чем их крупные собратья.

Исследователи из Ирландского национального университета проанализировали 36 видов скорпионов, в том числе желтого бразильского скорпиона (Leiurus quinquestriatus), каменного скорпиона (Hadogenes granulatus) и скорпиона Centruroides noxius. В результате они обнаружили, что яд самых маленьких из них был в 100 раз сильнее, чем у самых больших.

Так, удалось выяснить, что у бразильского желтого скорпиона (Tityus serrulatus), длина тела которого составляет всего 5-7 см, яд в 100 раз более токсичен, чем у длиннохвостого  Hadogenes granulatus, который может вырастать до 21 сантиметра.

«Мы обнаружили, что самые сильнодействующие и опасные яды, как правило, имеются в арсенале довольно маленьких видов. Напротив, яд самых крупных видов причинит вам лишь легкую боль», – Кевин Хили, ведущий автор исследования.

Ученые также подтвердили теорию о том, что мощность яда коррелирует с размером клешней скорпионов. Например, скорпионы-лейурусы (Leiurus) имеют тонкие клешни, но их мощный яд наполнен нейротоксинами, которые перевозбуждают нервную систему, что приводит к повреждению миокарда, отеку легких и кардиогенному шоку.

Также исследование показало, что обладатель маленьких клешней – африканский толстохвостый скорпион (Parabuthus transvaalicus) – обладает в 10 раз более токсичным ядом, чем у африканского мауруса (Scorpio maurus), клешни которого довольно большие и сильные.

Scorpio Maurus Fuscus

Для охоты и защиты скорпионы могут использовать как свои клешни, так и ядовитое жало. По словам исследователей, что между этими двумя видами «оружия» существует эволюционное равновесие.

Виды, которые в процессе эволюции стремились вырасти и развить большие клешни, явно «забыли» попросить себе сильный яд – и наоборот. Это привело к появлению крупных скорпионов с большими клешнями, которые могут положиться на свой размер и не зависеть от яда, а вот мелким видам с безобидными клешнями пришлось стать смертоносными за счет своего жала.

Согласно исследованию 2008 года, каждый год скорпионы кусают людей около 1,2 миллиона раз. Более трех тысяч случаев из них заканчиваются гибелью жертв.

Команда исследователей надеется, что их результаты помогут разработать более эффективные медицинские подходы к спасению пациентов, укушенных скорпионами.