Дельфины могут узнавать своих друзей по вкусу мочи

Фото: Steven Straiton / flickr.com

Вспомогательная мера вдобавок к акустическим сигналам.

Новое исследование показало, что дельфины могут узнавать друг друга по вкусу мочи. Совсем как собаки, которые нюхают метки своих сородичей и получают о них массу информации, только вот дельфины ничего не нюхают. Как отмечают ученые, это вынужденная мера, поскольку у дельфинов нет обонятельных луковиц, а акустические сигналы не всегда помогают им отличать своих друзей.

В экспериментах дельфины демонстрировали признаки узнавания, когда пробовали мочу другого дельфина, с которым они уже встречались. Считается, что липиды, присутствующие в моче, позволяют дельфинам распознавать индивидуальные химические признаки своих друзей.

Для дельфинов обычным делом является осмотр чужих гениталий, при котором эти млекопитающие используют свой «клюв», чтобы дотронуться до гениталий другой особи. Возможно, именно поэтому они получают возможность изучить их химические сигнатуры.

Команда ученых отмечает, что такой метод может оказаться крайне полезным в открытом океане, где шлейф мочи сохраняется некоторое время после того, как знакомый дельфин уже уплыл. Это предупреждает дельфинов о недавнем присутствии этой особи, даже если другой дельфин не сообщал о своем присутствии с помощью акустических сигналов.

В ходе экспериментов ученые предоставили восьми дельфинам-афалинам образцы знакомых и незнакомых им сородичей и обнаружили, что они потратили примерно в три раза больше времени, «дегустируя» образцы особей, которых они знали.

Во второй части эксперимента команда объединила образцы мочи с записями характерных акустических сигналов, которые, как известно, у дельфинов индивидуальны и служат подобием имён. Воспроизводимые через подводные динамики звуки соответствовали либо тому же дельфину, которому принадлежал образец мочи, либо другому. В итоге дельфины оставались рядом с динамиками дольше, когда вокализация соответствовала образцам мочи.

Исследователи напоминают, что у дельфинов богатый социальный мир, и им нужно уметь распознавать как членов своего альянса, так и потенциальных соперников.

«Учитывая навыки распознавания, обнаруженные в нашем исследовании, мы считаем: вполне вероятно, что дельфины могут также получать из мочи другую информацию, такую ​​как репродуктивное состояние особи, или использовать феромоны, чтобы влиять на поведение друг друга», – пишут ученые.

Но и это еще не все. Ученые определили, что тот же ген, который позволяет дельфинам определять липиды в моче, есть и у людей. Но у нас он помогает распознать, когда мы наелись. Таким образом, изучение гена дельфинов может улучшить понимание того, как он работает у человека.