№ 2(11)

Май – июнь

Russian Traveler №2(11) 2024

Этот древний хищник был ти-рексом своего времени 340 миллионов лет назад

Окаменелость Whatcheeria, найденная в Айове

У него были острые, как бритва, зубы, которыми он мог разрывать жертву пополам.

Хотя тираннозавра часто называют «королем динозавров», новое исследование показало, что не менее свирепый хищник бродил по Земле около 340 миллионов лет назад.

Ученые из Музея естественной истории в Чикаго изучили останки двухметрового хищника из рода Whatcheeria – вымершего четвероногого животного из раннего карбона штата Айова. По словам исследователей, у него были острые зубы, а строение его челюсти предполагает, что хищник мог размалывать кости и разрывать других животных пополам.

Палеонтологи отмечают, что выглядели представители Whatcheeria как большие саламандры в облике крокодила, с узкой головой и множеством зубов. Свернувшись, это животное могло бы поместиться в вашу ванну – но вы бы вряд ли этого захотели.

«Вероятно, зверь проводил много времени у дна рек и озер, выпрыгивая из воды и съедая все, что ему приглянулось. Вы можете назвать его тираннозавром своего времени», – Бен Оту, соавтор исследования.

На сегодняшний день обнаружено около 350 экземпляров разных видов Whatcheeria, и все они находятся в чикагском музее. В новом исследовании палеонтологи попытались выяснить, как существо так быстро вырастало до своих немаленьких размеров.

Фото: N. Tamura

Типовой вид Whatcheeria, W. deltae, получил свое название в 1995 году в честь родного города Пэта МакАдамса, геолога, обнаружившего первые скелеты животного.

В частности, в скелете животного обнаружили клейтрум – это перепончатая кость в грудном поясе, отходящая от лопатки. Когда-то клейтрум крепился к черепу у кистеперых рыб, предков четвероногих, но в результате эволюции он редуцировался.

«Whatcheeria тесно связана с ныне живущими четвероногими, такими как амфибии, рептилии и млекопитающие, но она выходит за рамки этих современных групп. Этот факт поможет нам узнать о том, как эволюционировали четвероногие, в том числе и мы», – Кен Ангелчик, соавтор исследования.

Команда исследовала имеющиеся в музейной коллекции образцы, чтобы изучить Whatcheeria на разных этапах жизни животного и отследить его рост.

Команда взяла тонкие срезы бедренных костей животного и изучила их под микроскопом.

«Изучение этих окаменелостей похоже на чтение сборника рассказов, и мы пытаемся прочитать как можно больше глав, определяя, как молодые особи росли и достигали зрелости. Из-за того, что Whatcheeria занимает важное место в генеалогическом древе ранних четвероногих, мы хотели нацелиться на это животное и изучить его "книгу" на разных этапах жизни», – говорит ведущий автор исследования Меган Уитни.

«Изучая толщину "годичных колец" на протяжении всей жизни животного, вы можете выяснить, растет ли оно непрерывно на протяжении всей своей жизни, возможно, с некоторыми временными перерывами, или в основном до определенного возраста», – Бен Оту.

Исследователи ожидали обнаружить, что Whatcheeria демонстрировала медленный и устойчивый рост, как это наблюдается у сегодняшних рептилий и амфибий. Однако образцы бедренной кости показали, что существо очень быстро росло только в молодости.

«Если вы собираетесь стать высшим хищником, очень крупным животным, быстрый рост может быть конкурентным преимуществом, поскольку это облегчает охоту на других животных и затрудняет охоту других хищников на вас», – говорит соавтор исследования Стефани Пирс.

Это также может быть полезной стратегией выживания при жизни в непредсказуемых условиях. Исследователи надеются, что их результаты прольют свет на эволюцию ранних четвероногих.

«Итак, у вас есть такое животное как Whatcheeria, которое является ранним четвероногим, но при этом довольно быстрорастущим. Это действительно крупное существо для своего времени. У него странный скелет, который потенциально позволяет ему делать то, чего не могли делать его современники. Это исследование показывает, насколько разнообразной была и остается жизнь на Земле», – заключает Ангелчик.