№ 2(11)

Май – июнь

Russian Traveler №2(11) 2024

Как тигровые акулы помогли составить карту крупнейшей в мире системы водорослей

Фото: Beneath the Waves

Ученые установили камеры на морских хищниц, чтобы провести важное исследование.

Тигровые акулы (Galeocerdo cuvier) прочно дружат с огромными экосистемами водорослей – у них симбиотические (то есть взаимовыгодные) отношения. Ученые использовали любовь акул к дальним миграциям, чтобы составить карту самой большой системы морских водорослей в мире. Для этого они прикрепили к спинам акул 360-градусные камеры и отправили их в плавание.

После анализа полученных данных у ученых появились некоторые идеи. Экосистемы, где обитают тигровые акулы, трудно нанести на карту: спутниковые наблюдения портят блики, а водолазы при всем желании не могут отснять многие километры морского дна. Однако наблюдения, собранные акулами, могли бы заполнить пробелы и предложить более полную картину покрытия морского дна водорослями.

«Морская экосистема на Багамах, которой два десятилетия назад я мог с трепетом любоваться с воздуха, содержит самые большие песчаные отмели в мире. Они представляют собой неглубокие места обитания, идеально подходящие для выращивания морских водорослей. Мы думали, что на Багамах, вероятно, есть обширная экосистема морских водорослей, но истинную оценку получить трудно, потому что съемка этой обширной территории остается сложной задачей», – Карлос Дуарте, соавтор исследования.

Фото: Beneath the Waves
Ведущий ученый Beneath the Waves Остин Галлахер исследует морское дно на Багамах

По оценкам исследователей, размер экосистемы водорослей составляет от 66 000 до 92 000 квадратных километров. Таким образом, с помощью тигровых акул ученые охарактеризовали крупнейшую в мире экосистему водорослей.

Исследование показало, что тигровые акулы тратят около 72% своего времени на патрулирование водорослевых зарослей. Данные, собранные хищниками, позволили расширить исследования на сложных для картографирования и изучения глубинах багамских отмелей. Тигровые акулы могут преодолеть до 70 километров за один день, и в отличие от дайверов они не ограничены определенной глубиной.

Морские луга являются важными элементами всей морской экосистемы. Они способствуют сохранению биоразнообразия океана, защищают береговую линию от наихудших последствий штормов и выступают в качестве важного источника связывания углерода.

Авторы исследования считают, что их работа служит примером того, как «сотрудничество» с морскими животными позволяет заполнить лакуны в наших знаниях об экосистеме океана. Исследование было проведено учеными из Университета науки и технологий имени короля Абдуллы в Саудовской Аравии в сотрудничестве с некоммерческой организацией Beneath the Waves в рамках усилий по сохранению тигровых акул на Багамах.

Ранее в этом году ученые  обнаружили огромную колонию морской травы – посидонии южной (Posidonia australis) — длиной 180 километров. Вся колония состоит из растений-клонов и является единым организмом, так что она считается самым большим растением в мире. По оценкам ученых, возраст растения составляет не менее 4500 лет. С помощью этого открытия биологи смогли получить генетическую информацию о том, как растения выживают в условиях долгосрочных изменений окружающей среды.