Почему фекалии пингвинов важны для здоровья океана

Фото: Oleg Belyaev

Не все герои носят плащи. Некоторые просто какают в океаны.

Крупные морские млекопитающие, такие как усатые киты, играют огромную роль в круговороте питательных веществ в морской среде, напрямую способствуя росту фитопланктона и связыванию углерода в атмосфере. Мы писали об этом в статье о том, как фекалии китов спасают океаны.

Теперь ученые впервые обнаружили других важных участников экологических процессов в океане – они меньше, но пищеварительная система у них не менее мощная и ежегодно выводит в воды Южного океана более полумиллиона килограммов железа, помогая планктону процветать. И это – пингвины.

Железо — элемент, который нужен любым организмам на планете. В океане его часто не хватает – железа в некоторых районах крайне мало. Дефицит этого элемента нередко ограничивает развитие фитопланктона — водорослей, связывающих в процессе фотосинтеза углекислый газ. Также фитопланктоном питаются многие морские обитатели, включая криль. А криль уже составляет значительную часть рациона антарктических пингвинов.

Исследовательская группа под руководством Олега Беляева из Института морских наук Андалусии (ICMAN) обнаружила, что мировая популяция антарктических пингвинов (Pygoscelis antarctica) ежегодно возвращает более 574 тонн важнейшего металла в антарктические воды вместе с гуано – своими экскрементами.

Впервые была изучена важнейшая роль этих птиц в круговороте железа, и это подтверждает тонко настроенную взаимосвязь экосистемы. Исследователи считают, что, несмотря на тяжелую работу, которую пингвины совершают для поддержания здоровья океана, их популяция сократилась вдвое с 1980-х годов.

Фото: Oleg Belyaev
Круговорот железа и стимулирование чистой первичной продукции в пелагиали Южного океана

Антарктические пингвины населяют отдаленные и труднопроходимые районы у побережья Антарктического полуострова и на островах Южной Атлантики. Чтобы измерить выработку железа птицами, исследователи отметили на карте их колонии с помощью дрона, а у одной из колоний на острове Десепшн был измерен объем корма. Дальнейший химический анализ показал высокую концентрацию железа в гуано, составляющую около 3 мг на грамм.

Поскольку значительное количество гуано, которое вырабатывают пингвины, возвращается в океан, оно обеспечивает легкодоступный источник железа для всего жизненного цикла.

Учёные надеются, что их исследование поможет повысить осведомленность о прямом экологическом воздействии пингвинов на поддержание жизни в водах, окружающих их места обитания.