Почему самцы мышей боятся бананов?

Фото: pixabay.com

Все дело в веществе, которое содержится как в бананах, так и в моче самок мышей.

Ученые недавно обнаружили, что запах бананов вызывает у самцов мышей стресс. Исследователи из Университета Макгилла в Монреале узнали о необычном отвращении грызунов к этим фруктам, анализируя уровень гормонов стресса у самцов мышей, когда они находились рядом с беременными или кормящими самками.

Согласно результатам исследования, гормональные сдвиги у самцов были вызваны присутствием в моче самок соединения, называемого n-пентилацетатом. Именно это соединение придает бананам их характерный запах.

«Всё это было неожиданно, поскольку мы открыли этот феномен случайно. Беременные самки находились в нашей лаборатории для другого эксперимента, и один из наших аспирантов понял, что самцы начали вести себя странно», – Джеффри Могил, ведущий автор исследования.

Биологам хорошо известно, что самцы мышей, особенно девственные особи, проявляют «детоубийственную агрессию для улучшения своей генетической приспособленности» – проще говоря, могут убить новорожденных детенышей самки, чтобы продолжить размножение.

Но беременные и кормящие самки нашли способ держать этих агрессоров в страхе! Они полагаются на хемосигнализацию – испускание летучих химических соединений, тем самым посылая самцам четкий совет держаться подальше от их потомства.

«Маркировка запахом мочи хорошо известна, но мы обнаружили то, что раньше не замечали у млекопитающих. Мы видели много обонятельных сообщений, посылаемых самцами самкам, но примеров, когда происходит обратное, меньше. Большинство этих сообщений имеют отношение к сексуальному поведению, но в данном случае спаривание не имеет к делу никакого отношения», – Джеффри Могил.

Наблюдая, как уровень стресса у самцов повышается в ответ на химические вещества в моче самок, Могил и его команда задались вопросом, может ли n-пентилацетат из другого источника вызывать аналогичную реакцию. Ученые купили банановое масло в местном супермаркете и добавили жидкость в ватные шарики, которые затем поместили в клетки самцов мышей.

Присутствие запаха заметно повышало уровень стресса у самцов – точно так же, как моча в предыдущих экспериментах. Такой гормональный всплеск напрямую связан со стрессом, который человек испытывает перед возможной дракой.

Авторы исследования сообщили, что воздействие мочи или бананового масла также оказывало болеутоляющее действие, снижая чувствительность самцов мышей к боли. Они выяснили, что со временем сопротивление боли развивалось у мышей уже через пять минут после того, как они чувствовали запах n-пентилацетата, и прекращалось через 60 минут.

Авторы исследования также обнаружили, что уровень сопротивления боли при стрессе был значительно выше у девственных самцов мышей, что позволяет логично предположить, что чужие самцы представляют большую угрозу для выживания детенышей, чем отцы мышат. Полученные данные позволяют узнать чуть больше о невидимых каналах коммуникации, которые животные используют для общения друг с другом, пишут ученые.

«Млекопитающие передают друг другу сообщения чаще, чем мы думали. Мы обнаружили, что их общение намного богаче, чем считалось ранее», – заключает Могил.