Редкие водоемы, спрятанные глубоко в морях, могут пролить свет на происхождение жизни на Земле

Фото: OceanX

Они лишены кислорода и смертельно опасны для обычных существ.

Исследователи обнаружили в Красном море несколько глубоководных соляных бассейнов, которые могут дать ключ к разгадке экологических потрясений в регионе, которые охватывают тысячелетия, и даже могут пролить свет на происхождение жизни на Земле.

Глубоководные соляные бассейны представляют собой необычайно соленые или «гиперсоленые» озера, которые образуются на морском дне. В этих формированиях обнаруживаются одни из самых экстремальных условий на Земле. Но, несмотря на их экзотический химический состав и полное отсутствие кислорода, эти редкие водоемы кишат жизнью и могут дать представление о том, как зародилась жизнь на Земле и как жизнь могла бы развиваться и процветать в богатых водой мирах.

«Наше текущее понимание состоит в том, что жизнь зародилась на Земле в глубоком море, почти наверняка в бескислородных условиях. Глубоководные соляные бассейны являются отличным аналогом ранней Земли и несмотря на то, что они лишены кислорода и гиперсоленые, они кишат богатым сообществом так называемых экстремофильных микробов. Изучение этого сообщества, таким образом, позволяет заглянуть в условия, в которых жизнь впервые появилась на нашей планете, и может помочь в поисках жизни в других водных мирах в Солнечной системе и за ее пределами», – Сэм Пуркис, профессор и заведующий кафедрой морских наук о Земле в Университете Майами.

Ученым известно всего несколько десятков глубоководных соляных бассейнов. Их размер варьируется от сотни квадратных метров до нескольких квадратных километров. Известно, что только три водоема содержат глубоководные соляные бассейны: Мексиканский залив, Средиземное море и Красное море.

Красное море обладает наибольшим известным количеством таких объектов. Считается, что они возникли в результате растворения карманов минералов, отложившихся в эпоху миоцена (примерно 23-5,3 миллиона лет назад), когда уровень моря в регионе был ниже, чем сегодня.

До сих пор все известные глубоководные соляные бассейны были найдены на расстоянии не менее 25 километров от берега. Теперь ученые обнаружили первые такие бассейны в Акабском заливе, северном кармане Красного моря, где они лежат всего в двух километрах от берега.

Исследователи обнаружили бассейны во время экспедиции 2020 года на борту исследовательского судна OceanXplorer морской исследовательской организации OceanX. Экспедиция исследовала побережье Красного моря в Саудовской Аравии, «район, которому до сих пор уделялось мало внимания», – сказал Пуркис.

Используя дистанционно управляемый подводный аппарат (ROV), ученые обнаружили бассейны на глубине 1,77 км под поверхностью Красного моря, назвав их соляными бассейнами NEOM в честь саудовской компании-разработчика, которая финансировала исследование. Самый большой бассейн имел диаметр около 10 000 квадратных метров, а три меньших бассейна – всего около 10 квадратных метров.

«На такой большой глубине на морском дне обычно не так много жизни. Тем не менее, соляные бассейны – это богатый оазис жизни. Толстые ковры микробов поддерживают разнообразный набор животных, таких как рыбы, креветки и угри. Эти животные, по-видимому, используют соленость бассейнов для охоты. Подплывшие слишком близко к водоему существа погибают без кислорода и хищники, которые прячутся рядом, вероятно, питаются этими "неудачниками"», – Сэм Пуркис.

Близость этих бассейнов к побережью означает, что они могли аккумулировать стоки с суши, включив в свой химический состав земные минералы. Таким образом, потенциально они могут служить уникальными архивами, сохраняющими следы цунами, наводнений и землетрясений в заливе Акаба на протяжении тысячелетий, отмечает Пуркис.

Образцы керна, которые исследователи извлекли из недавно обнаруженных бассейнов «представляют собой непрерывный отчет о прошлых дождях в регионе, насчитывающий более 1000 лет, а также записи о землетрясениях и цунами», – говорит Пуркис.

Ученые пришли к выводу, что за последние тысячу лет крупные наводнения из-за сильных дождей «происходят примерно раз в 25 лет, а цунами [происходят] примерно раз в 100 лет».

Эти выводы относительно риска цунами и других бедствий могут послужить «очень важными уроками для масштабных инфраструктурных проектов, которые в настоящее время строятся на побережье залива Акаба. Побережье Акаба традиционно было малонаселенным, но сейчас оно урбанизируется с поразительной скоростью», – говорят ученые.

Кроме того, «мы надеемся вернуться к соляным бассейнам с более совершенным оборудованием для отбора керна, чтобы попытаться продлить нашу реконструкцию за пределы 1000 лет, глубже в древность», – заключают исследователи.