Студент заметил таракана под камнем и воскресил «вымерший» вид

Фото: Justin Gilligan

Представителей этого вида таракана не видели в Австралии более 80 лет.

Небольшой австралийский остров Лорд-Хау когда-то служил пристанищем для бескрылого древесного таракана – эндемиком этого места. Однако насекомое не попадалось никому на глаза уже более 80 лет, и его посчитали вымершим. Поэтому когда студент Сиднейского университета Максим Адамс поднял камень под большим фиговым деревом и увидел этого таракана, он не поверил своим глазам.

«Первые 10 секунд или около того я думал: "Нет, этого не может быть!". Мы отправились в короткую экспедицию на Лорд-Хау в основном для того, чтобы подтвердить вымирание этого вида», – Максим Адамс.

Местный таракан (Panesthia lata) когда-то был широко распространен на Лорд-Хау, но считалось, что он вымер после того, как на остров завезли крыс в 1918 году. Профессор Натан Ло, возглавлявший экспедицию, рассказал, что после крупной и успешной программы по искоренению грызунов на Лорд-Хау в 2019 году исследователи изучают возможность повторной интродукции питающихся деревьями тараканов с отдаленных островов.

Адамс и ученый из Департамента планирования и охраны окружающей среды Николас Карлайл отправились на остров Лорд-Хау раньше профессора Ло, когда их исследование приняло неожиданный оборот.

Фото: Justin Gilligan
Адамс и Карлайл изучают тараканов на острове Лорд-Хау

«Они отправились на прогулку в северную часть острова, чтобы посмотреть на некоторые места обитания, куда можно было бы реинтродуцировать тараканов Panesthia lata. Но под самым первым камнем, куда они заглянули, они обнаружили этих самых тараканов. Это очень странно, так как энтомологи на протяжении десятилетий исследовали остров и не видели их вообще», – Натан Ло.

В итоге исследователи обнаружили целые группы тараканов под одним и тем же деревом. Ученые секвенировали их ДНК и сравнили ее с ДНК тараканов того же вида с другого острова, и пока что они кажутся разными. Возможно, это один и тот же вид, но похоже, что это отдельная популяция, пишут исследователи.

«Кажется, что эта небольшая популяция в северной части острова существует на протяжении многих десятилетий. Это интересно, потому что тараканы могут со временем распространиться по всему острову», – сказал Ло.

Он добавил, что питающиеся деревьями тараканы играют роль «инженеров экосистемы» на острове Лорд-Хау.

Фото: Sarah Oxenham
Остров Лорд-Хау

«Остров Лорд-Хау – действительно впечатляющее место. Он старше Галапагосских островов и является домом для 1600 местных видов беспозвоночных, половина из которых не встречается больше нигде в мире. Эти тараканы почти как наша собственная версия вьюрков Дарвина, изолированных на маленьких островах в течение тысяч или миллионов лет, и развивающих свою собственную уникальную генетику», – Натан Ло.

Ло рассказал, что найденный таракан не очень быстр, поэтому его можно подержать на руке.

«Он просто живет в лесу. Он не пробирается в дома людей, а только перерабатывает древесину и опавшие листья в лесу, чтобы поддерживать здоровье экосистемы. Вот почему мы заинтересованы в нем. Мы полагаем, что он, вероятно, играл довольно важную экологическую роль на острове, а также служил пищей для ряда видов птиц и рептилий.

Этот вид живет долго, около семи-восьми лет, но нигде не размножается так быстро, как обычные уличные тараканы. Мы надеемся изучить их среду обитания, поведение и генетику, чтобы узнать больше о том, как им удалось выжить», – заявил Ло.