У шмелей обнаружилась незаурядная память

Фото: Unsplash

Учёные обнаружили у шмелей способности к запоминанию. Насекомые возвращаются к цветам с самым сладким нектаром и пыльцой.

Шмели способны запоминать сравнительную информацию — к примеру, они помнят цветы с самыми сладкими нектаром и пыльцой. К таким выводам пришли специалисты Лондонского университета королевы Марии. Ученые в рамках эксперимента обучали шмелей на двух парах цветков — A и B / C и D. Они содержали концентрированные растворы сахарозы: 45% (A), 30% (B и C), 20% (D).

Специалисты предположили, что, если бы у шмелей была память об абсолютном уровне вознаграждения, они не стали бы выбирать между цветками B и C, в которых было одинаковое количество сахарозы. Однако насекомые чаще все же делали выбор в пользу цветка C, что указывает на наличие у них памяти об относительных уровнях вознаграждения: шмели помнили, что в цветке С было больше сахарозы, чем в D. В рамках второго эксперимента концентрацию сахарозы в цветке C снизили до 15%.

Однако шмели продолжали выбирать его, поскольку помнили, что ранее получали там желаемое количество сахарозы.

Фото: Unsplash

После этого концентрация в цветках вновь была изменена до уровней 45% (A), 30% (B и C), 5% (D). Специалисты захотели проверить, могут ли шмели запомнить, какой цветок слаще других. Как выяснилось, между цветами A и С для насекомых не было разницы.

В рамках четвертого эксперимента шмели посещали два цветка с разной концентрацией сахарозы с интервалом в один час. В силу разделения во времени и пространстве насекомые не отдавали предпочтение ни одному из цветков. Но если интервал между цветками составлял несколько секунд, а не час, шмели выбирали растение с более сладким нектаром. Это указывает на наличие у насекомых краткосрочной сравнительной памяти.

Ранее сообщалось, что из-за ранней весны, вызванной изменением климата, стали гибнуть пчелы и шмели: они пробуждаются от зимней спячки на 35 дней раньше, чем распускаются первые цветы, и остаются без пищи. Об этом заявили ученые из Оттавского университета (Канада).