В Антарктиде за пингвинами следит вездесущий робот

Фото: WHOI

Это позволяет сэкономить время и ресурсы.

В заливе Атка в Антарктиде исследователи из Океанографического института Вудс-Хоул (WHOI) наблюдают за колонией из примерно 20 000 императорских пингвинов (Aptenodytes forsteri). Помогает им в этом механический коллега – частично автономный, частично дистанционно управляемый вездеход по имени ECHO UGV.

Четырехколесный робот работает в рамках программы, запущенной в 2017 году, под названием MARE (Monitor the health of the Antarctic marine ecosystems using the emperor penguin as a sentinel). Проект MARE отслеживает численность, поведение и здоровье императорских пингвинов и использует их в качестве индикаторов общего состояния экосистемы Антарктиды. MARE документирует, насколько хорошо пингвины адаптируются к изменению климата, и как климат влияет на численность и распределение рыбы, которую едят пингвины.

Эксперты полагают, что императорским пингвинам будет нелегко привыкнуть к таянию (а возможно, и к исчезновению) морского льда. Лед – территория, где эти птицы встречаются, размножаются, а еще со льда удобно охотиться. Несмотря на то что пингвины великолепно плавают, взрослым особям всех 54 колоний, разбросанных по Антарктике – а это около 256,5 тысячи пар, – нужно выкормить птенцов на морском льду, до того, как он растает с наступлением весны. При этом несколько лет назад площадь ледового покрова в Антарктиде стала резко сокращаться.

Если все будет продолжаться в том же духе, императорские пингвины через какое-то время вымрут, уверены некоторые экологи. В исследовании, опубликованном в 2021 году в журнале Global Change Biology, сообщается, что быстрое уменьшение площади льдов Антарктиды может привести к тому, что к 2100 году императорские пингвины окажутся на грани вымирания.

Исследователи намеренно исключили любое присутствие человека в своих наблюдениях, поскольку подсчет и каталогизация тысяч птиц отнимает много времени и может вызвать стресс у животных.

Чтобы сделать ECHO идеальным средством наблюдения за пингвинами, ученые оснастили вездеход высотой 0,9 метра лидаром и технологией GPS для автономной навигации. Робот также снабжен датчиками, которые помогают исследователям контролировать численность колонии пингвинов и отслеживать движения и поведение отдельных особей.

Например, антенна радиочастотной идентификации (RFID) сканирует крошечные RFID-метки, которые исследователи WHOI имплантировали птенцам пингвинов, когда им было около пяти месяцев.

С момента начала проекта исследователи ежегодно помечают около 300 птенцов пингвинов. Как только ECHO оказывается в зоне действия RFID-метки пингвина – на расстоянии около 86 сантиметров – робот получает информацию об общей физической форме и статусе размножения, а также океанографические данные о том, когда пингвин был в море.

360-градусная камера позволяет ученым идентифицировать отдельных пингвинов, с которыми сталкивается ECHO, а данные GPS показывают степень распространения пингвинов и места их обитания.

Фото: WHOI
Проект MARE

Данные, которые собирает ECHO, передаются через WI-FI в исследовательский центр Single Penguin Observatory and Tracking Observatory (SPOT), расположенный недалеко от немецкой антарктической исследовательской базы Neumayer Station III. SPOT также может проводить наблюдения за пингвинами, используя 16 камер высокого разрешения, способных точно определять отдельных пингвинов в колонии.

Императорские пингвины не имеют естественных врагов в Антарктиде, поэтому они являются хорошим объектом для изучения. Ученые хотят понять, как на животных влияют колебания экосистемы, вызванные изменением климата.

«Биоразнообразие в Южном океане настолько невелико по сравнению с регионами мира с более умеренным климатом, что потеря любого вида там является разрушительной», – говорит научный сотрудник WHOI Дэниел Зиттербарт.