Выяснилось, что эти маленькие рыбки могут восстанавливать ткани сердца

Фото: Wikimedia Commons

Крошечные живые существа оказались способны регенерировать органы.

Рыбки данио могут восстанавливать ткани сердца после травмы. К такому выводу пришла исследовательская группа MDC под руководством Яна Филиппа Юнкера и Даниэлы Панаковой, передает Nature Genetics.

Прозрачные рыбки данио относятся к виду мелких пресноводных лучеперых рыб из семейства карповых. Они популярны для разведения в аквариумах и в то же время широко используются для проведения биологических исследований. Данио обладают сложной нервной системой, отличаются выносливостью и выживаемостью, а также быстрым развитием (взрослые особи формируются всего за три месяца). ДНК этих уникальных рыбок на 70% схожи с человеческими генами.

Когда у человека случается сердечный приступ, и ему не оказывается быстрая медицинская помощь, клетки сердечной мышцы (кардиомиоциты) повреждаются из-за недостатка кислорода и начинают отмирать. Затем образуется рубцовая ткань, и, поскольку человек не может производить новые кардиомиоциты, сердце больше не может нормально перекачивать кровь.

А вот у рыбок данио все оказалось иначе: они могут регенерировать органы, включая сердце.

Для того, чтобы проверить это, ученые смоделировали повреждение миокарда при инфаркте в сердцах рыбок данио, прислонив к ним под микроскопом ледяную иглу. Затем они проследили за работой органа: она продолжалась в нормальном режиме.

Фото: Panáková Lab, MDC
Взрослая рыбка данио и ее сердце через семь дней после воздействия ледяной иглой

«В то время как у людей на этой стадии процесс регенерации останавливается, у рыб он продолжается. Они формируют новые кардиомиоциты, которые способны сокращаться», — рассказал профессор Ян Филипп Юнкер, руководитель лаборатории количественной биологии развития Берлинского института биологии медицинских систем (BIMSB).

Он вместе с коллегами выяснил, что рыбки данио оказались способны отрастить до 20% своего сердца размером в один миллиметр в течение двух месяцев после сердечной травмы.

Также ученые обнаружили в мозге рыбок область, отвечающую за их социализацию. Как выяснили немецкие ихтиологи, эусоциальные рыбки не способны выжить сами по себе, им необходима целенаправленная совместная деятельность. Образ их жизни таков, что они сбиваются в стадо для совместной кормежки.

Специалисты объяснили это таламусом в голове, который отвечает за социальные связи.

«Все дело в том, что взаимодействующие индивиды меняют поведение друг друга. Они оказываются одновременно и источниками, и приемниками социального сигнала», — заключили авторы исследования.

Читайте также: удивительные факты о Мировом океане и его обитателях, которые вы не знали.