Довмонтов город — каменная постройка XIII века, пристроенная для дополнительного укрепления Крома, расширения площади крепости и защиты городского посада Пскова. Название произошло от имени Довмонта (в крещении Тимофея), псковского князя 1266—1299 годов.
...Из-за внутренних распрей вместе со своей дружиной ушел он из Литвы и был принят в Пскове. Его женой стала Мария — внучка Александра Невского. Он прославился как «муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти». При нем Псков стал фактически независимым от Новгорода.
Вскоре после смерти Довмонта началось его почитание как небесного покровителя Пскова, хранящего Псковскую землю от врагов и бедствий. Летописи сохранили немало свидетельств явления Довмонта солдатам и горожанам, сражавшихся с превосходящими в силе врагами. В XVI веке Довмонт-Тимофей был канонизирован Русской православной церковью. Мощи святого хранятся в Троицком соборе Псковского Крома. Он и его супруга Мария, в схиме преподобная Марфа изображены на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери.
Стены города включают «Перси» (Довмонтову стену) на севере и новое продолжение крепости на юге, отстроенную на месте посада при князе Довмонте; восточная стена стоит над рекой Псковой, западная — над рекой Великой.
В 1950–60-х годах археологи «вытащили» из-под земли целый город. На небольшой территории у стен Крома в период с XII по XVI век было построено около 20 церквей и гражданских сооружений, которые буквально лепились друг к другу. Позже, в эпоху вечевой республики, Довмонтов город считался центром церковного и административного управления Пскова и Псковской земли. К несчастью, историческая застройка Довмонтова города не сохранилась до наших дней. Все, что мы можем видеть, — это «псковские Помпеи»: каменные фундаменты средневековых церквей, количество которых, как предполагают, соответствовало числу псковских пригородов. Уникальные фрески храма Довмонтова города сейчас хранятся в Эрмитаже.. Такое уникальное градостроение, подобного которому в Древней Руси не было, объясняется военной историей города: возводить значимые постройки за пределами крепостных стен было слишком опасно из-за постоянных вражеских нападений и грабежей (по материалам
сайта «Культура.РФ»)
.....
Мозаичная фарфоровая икона выполнена по образцу канонической «Троицы» Андрея Рублева. Изготовлена в 1944-м в Германии. Создатель Евгений Евгеньевич Климов (1901 – 1990), выдающийся художник русского зарубежья, иконописец, реставратор (родился в Митаве Курляндской губернии Российской империи).
В 1928 году ему посчастливилось увидеть подлинник рублевской «Троицы», который тогда еще находился в Троице-Сергиевой лавре. «6 июня. Сегодня Троице-Сергиевская лавра. В музее видел впервые «Троицу» Рублева. Никакие репродукции не дают того, что видишь на оригинале, — записал он в своем дневнике. — Радостно-благоговейно. Благость излучается этой иконой, спокойствие и возвышающие чувства. А в красках яркость синего тона одежд исключительна. Левый Ангел очень стерт, средний Ангел сохранился вполне и дает мощное отношение темного бакана с ярким голубцом…». А через два дня еще одна запись: «Вспоминаю опять Сергиевскую лавру с «Троицей» Рублева. Весь ритм, все обаяние ее совершенно непередаваемо. Синева такого тона, что прямо светится…»
Художник задумал свою «Троицу» в технике фарфоровой мозаики, поэтому отправил эскиз на фабрику «Виллеруа и Бох» в немецком городе Метлах, которая славилась этим производством, и сам оплатил работу. Икону изготовили к началу 1944 года, и летом в Ригу на адрес Евгения Климова прибыл полуторатонный ящик с готовым заказом. О том, насколько тщательно воспроизвели эскиз «Троицы» немецкие мастера, Климов написал в своем дневнике: «Хорошо сделали, мягко, очень воздушно. Весь тон иконы светлее, чем на эскизе, но соотношения выдержаны, рисунок очень точен».
(по материалам статьи "Символ "Троицы". Жизнь и творчество русского художника Евгения Климова". Глебова Елена)
К этой фотографии пока нет ни одного комментария. Будьте первым!
комментарии