Коронование Богородицы. Редкий сюжет в православных храмах.

В приделе Феодосия Черниговского (освящен 8 октября 1900 г. ) храма Георгия Победоносца (1562г., до него церковь была деревянная с XIII века.) погоста Сенно (упоминается в документах с XII-XIII веков) мы видим изображение Коронование Богородицы. Старожили утверждают, что лица херувимов писаны художником с певчих хора.
...
В Священном Писании не говорят ничего о том, что Мария после вознесения на небеса была коронована.
Тем не менее эта тема в религиозном искусстве была очень популярна в католичестве с ХIIвека.

...Главная черта этого изображения Девы Марии в образе Царицы Небесной, состоит в том, что корона на её голову ещё не надета, её держит кто-то другой.

Может быть несколько вариантов расположения фигур:

1. Иисус и Мария сидят на тронах друг напротив друга, Мария увенчивается Иисусом.
2. Мария находится между Отцом и Сыном, которые совместно увенчивают её короной. Вверху — голубь.
3.Мария увенчивается Святой Троицей.
Мария склоняет колена у ног Бога-Отца, часто сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы.
4.Мария увенчивается Богом-Отцом. (Распр. в Италии XV в.).
Над головой Марии корону держат ангелы (подтип, часто у картины другое название).

...
Иконография Коронования Богоматери встречается и в православии от Балкан до России.
В русской иконописи композиция появилась в конце XVII в., под влиянием, как считается, привозных гравюр.

Ареал наибольшего распространения — Украина в XVIII-нач. XIX вв. Одним из ранних примеров можно считать «Коронование» в среднике иконы «Успение Богоматери» 1694 г. Кирилла Уланова из церкви Покрова в Филях. В более позднее время этот сюжет выделяется уже как отдельный, подобно католическому варианту.
В начале сюжет «Коронования» вызывал в России своим сходством с западным догматическое неудовольствие.
Однако, поскольку он отвечал тексту 44-го псалма «…Предста царица одесную тебе…», иллюстрированного иконой (см. Предста Царица), почитавшейся на Руси минимум с XIV в., и впрямую не проводил католический догмат, бытование подобной иконы всё-таки оказалось возможным.
Также не будем забывать, что Псковский регион всегда имел большое культурное влияние Европы из-за своего георгафического расположения.
Как отмечают исследователи, в Российской империи широкое распространение мотив коронования Царицей Небесной получил в годы «бабьего царства» XVIII в., в особенности, в эпоху правления Екатерины II — причём подчас даже вытесняя изображение Вседержителя с главного купола.

(по материалам Архива Псковской области, иконны правмир)
...
погост Сенно Новый Изборск Печорский район Псковсая область

комментарии

К этой фотографии пока нет ни одного комментария. Будьте первым!

Другие фото автора

Кокошник. Банник в бане

Девичий венец на окошке бани. Банник

Анастаси́евская часо́вня (Псков) — памятник архитектуры и монументальной живописи 1911 г. работы архитектора Алексея Щусева с сохранившимися росписями Григория Чирикова по эскизам Николая Рериха

Анастаси́евская часо́вня (Псков) — памятник архитектуры и монументальной живописи 1911 г. работы архитектора Алексея Щусева с сохранившимися росписями Григория Чирикова по эскизам Николая Рериха

Реконструкторы клуба исторической реконструкциии "Орден". Псковский Кремль. Фестиваль Довмонт Псковский

Реконструкторы клуба исторической реконструкции «Орден». Псковский Кремль. Фестиваль Довмонт Псковский