Коронование Богородицы. Редкий сюжет в православных храмах.

В приделе Феодосия Черниговского (освящен 8 октября 1900 г. ) храма Георгия Победоносца (1562г., до него церковь была деревянная с XIII века.) погоста Сенно (упоминается в документах с XII-XIII веков) мы видим изображение Коронование Богородицы. Старожили утверждают, что лица херувимов писаны художником с певчих хора.
...
В Священном Писании не говорят ничего о том, что Мария после вознесения на небеса была коронована.
Тем не менее эта тема в религиозном искусстве была очень популярна в католичестве с ХIIвека.

...Главная черта этого изображения Девы Марии в образе Царицы Небесной, состоит в том, что корона на её голову ещё не надета, её держит кто-то другой.

Может быть несколько вариантов расположения фигур:

1. Иисус и Мария сидят на тронах друг напротив друга, Мария увенчивается Иисусом.
2. Мария находится между Отцом и Сыном, которые совместно увенчивают её короной. Вверху — голубь.
3.Мария увенчивается Святой Троицей.
Мария склоняет колена у ног Бога-Отца, часто сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы.
4.Мария увенчивается Богом-Отцом. (Распр. в Италии XV в.).
Над головой Марии корону держат ангелы (подтип, часто у картины другое название).

...
Иконография Коронования Богоматери встречается и в православии от Балкан до России.
В русской иконописи композиция появилась в конце XVII в., под влиянием, как считается, привозных гравюр.

Ареал наибольшего распространения — Украина в XVIII-нач. XIX вв. Одним из ранних примеров можно считать «Коронование» в среднике иконы «Успение Богоматери» 1694 г. Кирилла Уланова из церкви Покрова в Филях. В более позднее время этот сюжет выделяется уже как отдельный, подобно католическому варианту.
В начале сюжет «Коронования» вызывал в России своим сходством с западным догматическое неудовольствие.
Однако, поскольку он отвечал тексту 44-го псалма «…Предста царица одесную тебе…», иллюстрированного иконой (см. Предста Царица), почитавшейся на Руси минимум с XIV в., и впрямую не проводил католический догмат, бытование подобной иконы всё-таки оказалось возможным.
Также не будем забывать, что Псковский регион всегда имел большое культурное влияние Европы из-за своего георгафического расположения.
Как отмечают исследователи, в Российской империи широкое распространение мотив коронования Царицей Небесной получил в годы «бабьего царства» XVIII в., в особенности, в эпоху правления Екатерины II — причём подчас даже вытесняя изображение Вседержителя с главного купола.

(по материалам Архива Псковской области, иконны правмир)
...
погост Сенно Новый Изборск Печорский район Псковсая область

комментарии

К этой фотографии пока нет ни одного комментария. Будьте первым!

Другие фото автора

Краски Псковской художественной школы

Краски фресок Снетогорского храма

10 лет вместе. Исторический орган (1928). Печоры

10 лет вместе .Исторический орган (1928). Печоры

Георгия Победоносца престольный праздник. Сенно

Георгия Победоносца престольный праздник. Сенно