№ 4 (13)

Сентябрь – ноябрь

Russian Traveler №4(13) 2024

Воевода, стрелецкий пятидесятник с подносом, да посадские

Россия, которую вы еще не видели.
...
Приказные каменные палаты XVII века. Псковский Кремль.

«Не ходи к нашему воеводе с одним носом, а ходи с подносом».
...
На Руси XVII столетия такого названия, как губернатор, не было и в помине. А был городовой воевода – лицо знатного придворного круга (боярин, стольник, окольничий), назначаемый царем для управления областью или уездом.
Государство желало видеть в городовом воеводе человека, способного обеспечить порядок на вверенной территории, обязанного наблюдать за исправным поступлением податей и своевременно осведомляющего население о правительственных распоряжениях и мероприятиях. Для назначения воеводы требовался государев указ.
Городовым воеводам не полагалось какого либо определенного жалования, но «служба в городах» считалась наиболее доходной, «корыстной» (официальный служебный термин!) из всех служебных поручений. В Москве постоянно находилось много придворных чинов, просивших воеводских мест. Принцип назначения воевод в города десятилетиями оставался один и тот же. В воеводы попадали люди не столь даровитые, сколь родовитые.
Правительство пыталось снизить вред от таких назначений. Срок пребывания воеводы в уездном городе ограничивался полутора-двумя годами. Населению предоставлялось право ходатайствовать об удалении дурного начальника или подавать челобитные о продлении срока службы понравившегося воеводы.
Однако удаление дурного воеводы, как правило отклонялось, а продление срока службы случалось редко.
Находясь на своем посту, городовой воевода, пользуясь предоставленной ему огромной властью, притеснял, угнетал и обирал подопечных. Ни формальные требования властей «держать к людям привет, ласку и береженье», ни вороха жалоб, получаемых в московских приказах, ни надзор посылаемых царем сыщиков, ни обязанность строгого ежегодного отчета не уменьшали воеводских злоупотреблений. За столетия такого самоуправления большинство воевод, за редким исключением, оставило по себе в народе дурную память: одни как настойчивые вымогатели, другие как отчаянные хапуги, третьи как пьяницы, насильники и казнокрады, а иные даже как явные преступники.

Боярин, долго ждавший хлебного места, не замедлял с отъездом из Москвы в назначенный город или область. Горожане, как полагалось в таких случаях готовили для нового воеводы и его приближенных обильные дары. (Сейчас это называется «зашел в регион с командой»)
При встрече посадские подносили на блюде «въезжее» – 150 рублей. Крупные торговцы и церковные приходы доставляли «въезжее» отдельно, оно называлось «поднос-почесть». Церковный казначей был обязан в этот же день отправить в Москву письмо-отчет: «…Новому воеводе Петру Петровичу в поднос-почесть отправлено в сумме ...».
Посадские люди обычно знали, что в наказе Государя, данном воеводе ничего не говорится о поборах с населения в пользу власти. Однако «повелось с изстари», что отцы и деды ублажали воевод «в меру сил своих». О мере сил спорили до хрипоты с воеводой. Поспорив, устанавливали размеры «добровольного самообложения».
Через некоторое время воевода спохватывался, что забыл установить «праздничные», т.е. подношения, с которыми полагается горожанам «поздравлять» своего воеводу.
Собирались выборные от посадов и опять решали «всем миром» как поздравлять: обычное решение в таких случаях «поздравлять» воеводу три раза в год добровольным приношением от посада: в Рождество – гусями, в Великдень – поросятами, в Петровки (летом) – бараниной.
Слишком часто люди нуждались в воеводском расположении: у одного жалоба, у другого челобитная с иском, у третьего лошадь увели. Все подобные дела решались в воеводской избе (сейчас называется — правильно организовал работу с обращениями граждан) Если не принес – говорили пришел «без подарка, без почести».
Ходили в народе пословицы: «Земля любит навоз, лошадь овес, а наш воевода принос», «Не ходи к нашему воеводе с одним носом, а ходи с подносом».
( ПРЫТКОВЪ.РФ Об истоках местного самоуправления и коррупционных ритуалах)
...
Псково-Изборский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — один из старейших музеев России (открыт в 1876 году) - представляет:
на фото сотрудники музея (воевода,Стрелецкий пятидесятник Ромка Алексеев сын Коваль, вдова Степановская-баба посадская -Галина Подлинева)
Приказные палаты 17 века Псковского Кремля.
Традиции России
Пост:
https://facebook.com/story.php?story_fbid=3399323420190886&id=100003397851100

https://www.instagram.com/p/CJmW3xGjXel/?igshid=1dd0tgebrd9g0

участие в конкурсах и турнирах

Участник конкурса в номинации «Традиции»

комментарии

К этой фотографии пока нет ни одного комментария. Будьте первым!

Другие фото автора

Рукотворенный свет

Рукотворенный свет Вознесения Собора Рождества Богородицы.1309-1313 гг. Псков

Монастырь Монсеррат

Монастырь Монсеррат

Лютня.

Лютня