№ 4 (13)

Сентябрь – ноябрь

Russian Traveler №4(13) 2024

Воевода, стрелецкий пятидесятник с подносом, да посадские

Россия, которую вы еще не видели.
...
Приказные каменные палаты XVII века. Псковский Кремль.

«Не ходи к нашему воеводе с одним носом, а ходи с подносом».
...
На Руси XVII столетия такого названия, как губернатор, не было и в помине. А был городовой воевода – лицо знатного придворного круга (боярин, стольник, окольничий), назначаемый царем для управления областью или уездом.
Государство желало видеть в городовом воеводе человека, способного обеспечить порядок на вверенной территории, обязанного наблюдать за исправным поступлением податей и своевременно осведомляющего население о правительственных распоряжениях и мероприятиях. Для назначения воеводы требовался государев указ.
Городовым воеводам не полагалось какого либо определенного жалования, но «служба в городах» считалась наиболее доходной, «корыстной» (официальный служебный термин!) из всех служебных поручений. В Москве постоянно находилось много придворных чинов, просивших воеводских мест. Принцип назначения воевод в города десятилетиями оставался один и тот же. В воеводы попадали люди не столь даровитые, сколь родовитые.
Правительство пыталось снизить вред от таких назначений. Срок пребывания воеводы в уездном городе ограничивался полутора-двумя годами. Населению предоставлялось право ходатайствовать об удалении дурного начальника или подавать челобитные о продлении срока службы понравившегося воеводы.
Однако удаление дурного воеводы, как правило отклонялось, а продление срока службы случалось редко.
Находясь на своем посту, городовой воевода, пользуясь предоставленной ему огромной властью, притеснял, угнетал и обирал подопечных. Ни формальные требования властей «держать к людям привет, ласку и береженье», ни вороха жалоб, получаемых в московских приказах, ни надзор посылаемых царем сыщиков, ни обязанность строгого ежегодного отчета не уменьшали воеводских злоупотреблений. За столетия такого самоуправления большинство воевод, за редким исключением, оставило по себе в народе дурную память: одни как настойчивые вымогатели, другие как отчаянные хапуги, третьи как пьяницы, насильники и казнокрады, а иные даже как явные преступники.

Боярин, долго ждавший хлебного места, не замедлял с отъездом из Москвы в назначенный город или область. Горожане, как полагалось в таких случаях готовили для нового воеводы и его приближенных обильные дары. (Сейчас это называется «зашел в регион с командой»)
При встрече посадские подносили на блюде «въезжее» – 150 рублей. Крупные торговцы и церковные приходы доставляли «въезжее» отдельно, оно называлось «поднос-почесть». Церковный казначей был обязан в этот же день отправить в Москву письмо-отчет: «…Новому воеводе Петру Петровичу в поднос-почесть отправлено в сумме ...».
Посадские люди обычно знали, что в наказе Государя, данном воеводе ничего не говорится о поборах с населения в пользу власти. Однако «повелось с изстари», что отцы и деды ублажали воевод «в меру сил своих». О мере сил спорили до хрипоты с воеводой. Поспорив, устанавливали размеры «добровольного самообложения».
Через некоторое время воевода спохватывался, что забыл установить «праздничные», т.е. подношения, с которыми полагается горожанам «поздравлять» своего воеводу.
Собирались выборные от посадов и опять решали «всем миром» как поздравлять: обычное решение в таких случаях «поздравлять» воеводу три раза в год добровольным приношением от посада: в Рождество – гусями, в Великдень – поросятами, в Петровки (летом) – бараниной.
Слишком часто люди нуждались в воеводском расположении: у одного жалоба, у другого челобитная с иском, у третьего лошадь увели. Все подобные дела решались в воеводской избе (сейчас называется — правильно организовал работу с обращениями граждан) Если не принес – говорили пришел «без подарка, без почести».
Ходили в народе пословицы: «Земля любит навоз, лошадь овес, а наш воевода принос», «Не ходи к нашему воеводе с одним носом, а ходи с подносом».
( ПРЫТКОВЪ.РФ Об истоках местного самоуправления и коррупционных ритуалах)
...
Псково-Изборский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — один из старейших музеев России (открыт в 1876 году) - представляет:
на фото сотрудники музея (воевода,Стрелецкий пятидесятник Ромка Алексеев сын Коваль, вдова Степановская-баба посадская -Галина Подлинева)
Приказные палаты 17 века Псковского Кремля.
Традиции России
Пост:
https://facebook.com/story.php?story_fbid=3399323420190886&id=100003397851100

https://www.instagram.com/p/CJmW3xGjXel/?igshid=1dd0tgebrd9g0

участие в конкурсах и турнирах

Участник конкурса в номинации «Традиции»

комментарии

К этой фотографии пока нет ни одного комментария. Будьте первым!

Другие фото автора

Восстановленный дом А.П. Ганнибала. Петровское

Восстановленный дом А.П. Ганнибала. Петровское

Кровавая дорога

Кровавая дорога

Иконы Псковского музея

ИКОНЫ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА XVII и нач. XVIII вв.