№ 4 (13)

Сентябрь – ноябрь

Russian Traveler №4(13) 2024

Момент съемки фильмов о памятниках Юнеско в Пскове в 2021 году. Фрагмент росписи композиции «Страшный Суд».Бес. Северная стена западного рукава подкупольного креста собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (памятник Unesco). 1313 год

Съемку ведет Лопаев Иван Сергеевич, режиссер АНО ИД медиа 60, фрагмента росписи композиции «Страшный Суд». Бес.Северная стена западного рукава подкупольного креста собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313 г. Храм в 2019 году внесен в Список Объектов Всемирного наследия Юнеско.

Снетогорский монастырь с 13 века живописно возвышается на Снятной горе, которая получила свое название от снетка - маленькой рыбки, ходившей на нерест вверх по реке Великой - важном водным пути – торговом, военном, дипломатическом. Монастырь же являлся визитной карточкой Пскова на этом пути.
В этом монастыре в 1311 году был построен собор Рождества Богородицы - родоначальник самобытной псковской школы церковной архитектуры и фресковой живописи. Вскоре после строительства, в 1313 году, собор был расписан местными мастерами. Это были люди незаурядные, хорошо образованные, способные на нестандартные решения. Смелость, самостоятельность и неожиданность решений, неповторимая выразительность и экспрессия наряду с личностным осмыслением тем и их неординарной трактовкой будут и впредь свойственны псковскому искусству. Во главе артели стоял мастер с богато развитой индивидуальностью и широким кругозором. Его можно поставить в один ряд с выдающимися мастерами, которые будут творить позднее – Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Дионисием.
Главная особенность фресок собора - наличие редких сюжетов или вовсе появляющихся впервые. Росписи всего западного рукава подкупольного креста посвящены раскрытию темы окончания существования физического мира. Это колоссальная по площади композиция - исключительное явление в монументальном искусстве Древней Руси. Псковские мастера глубоко и детально разработали тему конца человеческой истории, предопределив своеобразие изображений на тему Страшного суда в последующее время. Такое внимание к теме было связано с усилением эсхатологических настроений – повсеместным ожиданием конца света в конце 15 века, когда должно было окончится седьмое тысячелетие от сотворения мира.
Одной из сцен на северной стене западного рукава подкупольного креста является мрачное изображение ада, заполненного душами грешников. Среди них изображен и бес, бестелесный и безОбразный, словно жуткий фантом. Это образ мучений. Он представляет собой жажду терзающую душу грешника.
...По материалам мобильного приложения "Сокровища Пскова". Автор Богданова Анна Дмитриевна, эксурсовод, кандидат педагогических наук, член рабочей группы при продвижении псковских памятников архитектуры в список Объектов Всемирного наследия Юнеско.
...Цикл фильмов "Псковские Храмы Юнеско" можно увидеть на сайте Службы управления объекта всемирного наследия ЮНЕСКО
Государственного автономного учреждения культуры Псковской области
https://unesco.pskov.ru/films/

комментарии

К этой фотографии пока нет ни одного комментария. Будьте первым!

Другие фото автора

Когда вокруг производители Шампанского

Когда вокруг производители шампанского

Александра Мельникова  после съемок в Мирожском соборе (нач.XIIв)

Александра Мельникова после съемок в Мирожском соборе (нач.XII в.)

Девчонки-граждане Пскова X века- на территории первой изборской крепости

Девчонки-граждане Пскова X века- на территории первой изборской крепости