№ 4 (13)

Сентябрь – ноябрь

Russian Traveler №4(13) 2024

Портрет реставратора Сарабьянова и его наброски в храме Рождества Богородицы Снетогорского монастыря Пскова

Влади́мир Дми́триевич Сарабья́нов (1958-2015)— советский и российский художник-реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
В 1990—2000-е годы руководил реставрацией фресковых памятников Пскова, в том числе собора Снетогорского монастыря, Новгорода и Старой Ладоги, соборов Московского Кремля. Принимал участие в международных реставрационных проектах в Каире (Египет), руководил реставрацией фресковых ансамблей церквей в Ливане.
*снетогорский и мирожский храмы с 2019 объекты Юнеско
Владимир Сарабьянов: "Да, действительно, роспись точно датирована 1313 годом, самым началом XIV века, и это первый памятник, про который внятно можно сказать, что это псковская школа живописи, иконописно-монументальная традиция, которая окажется самой жизнестойкой среди других русских школ. Она будет держаться тех принципов, которые выражены в Снетогорах, вплоть до конца XVI века, тогда как другие школы растают в XVI веке в общей традиции. Собор же в Снетогорах открывает первую страницу псковской иконописи.
Если говорить кратко, то для Пскова характерен очень экспрессивный стиль живописи. Там очень подвижные фигуры, они изображены в разных ракурсах, находятся в каком-то движении, динамике, у них повышенная выразительность ликов. Их нельзя назвать углубленно-сдержанными, они очень напряженные, это такая духовная напряженность, которая обращена к зрителю, к молящемуся. У псковичей немножко резковатый колорит, затемненный, который мы потом видим в псковских иконах и в XV, и в XVI веках.
И одна из главных особенностей - это невероятное иконографическое богатство и разнообразие. Псковские иконописцы славились знанием источников, литературы, текстов и умением воплощать эти тексты в зримые образы. Есть такой известный пример: когда в середине XVI века Иван Грозный и митрополит Макарий затеяли некоторое обновление иконографического арсенала и стали создавать много довольно сложных, догматически насыщенных богословских сюжетов (некоторые из них сохранились), то они для этого специально пригласили псковских иконописцев. Псковичи реализовывали этот проект, говоря современным языком. А Снетогоры – это самое начало, там в полном объеме процветает сложная иконография. Там много нестандартных решений и изображений, именно этим памятник очень интересен и ценен."
Из интервью lenta.ru

комментарии

К этой фотографии пока нет ни одного комментария. Будьте первым!

Другие фото автора

Звучит музыка в Соборе Рождества Богородицы

Архитектура псковских храмов это застывшая музыка в камне. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Кровавая дорога

Кровавая дорога

Одуванчик

Одуванчик