№ 3

Сентябрь/2022

Russian Traveler 03/2022

На картине Ван Гога нашли скрытый автопортрет

Фото: Neil Hanna

Они прятался за другой картиной художника.

Автопортрет обнаружила реставратор Лесли Стивенсон, которая работала над картиной Винсента Ван Гога «Голова крестьянки». Изображение удалось найти с помощью рентгена. На автопортрете Ван Гог изобразил себя с широкополой шляпой на голове и со свободным шейным платком.

Картину «Голова крестьянки» просвечивали в рамках каталогизации и в рамках подготовки к летней выставке французского импрессионизма в Королевской шотландской академии – хотя Ван Гог был голландцем, большую часть своей творческой карьеры он провел во Франции.

Рентгеновские пластины обрабатывались в старомодной темной комнате, и когда Стивенсон посмотрела на изображения, она поняла, что смотрит на лицо самого Ван Гога.

«И вот! Крестьянку мы почти не видим, но то, что у нас есть, это свинцово-белая краска, гораздо более плотный пигмент, который он использовал для своего лица, проявляющийся после рентгеновского просвечивания снимка», – Лесли Ственсон.

Дальнейшие исследования показывают, что картина является одним из серии экспериментальных автопортретов – пять подобных работ выставлены в Музее Ван Гога в Нидерландах – они написаны на обратной стороне более ранних полотен, когда он жил в Нюэнене на юге страны с декабря 1883 года по ноябрь 1885 года. Там он создал ряд крестьянских этюдов в рамках подготовки к своему раннему шедевру «Едоки картофеля», написанному в 1885 году.

Фрэнсис Фаул, старший куратор французского искусства, сказала, что это открытие помогло нам лучше понять решающий период в художественном развитии Ван Гога, когда он впервые столкнулся с работами французских импрессионистов после переезда в Париж в 1886 году. 

Фото: National Galleries of Scotland
Автопортрет Ван Гога

Там его поддержал брат Тео, и Винсенту удалось познакомиться с такими художниками-авангардистами, как Анри де Тулуз-Лотрек и Эмиль Бернар. Вдохновленный работами Жоржа Сёра и Поля Гогена, Ван Гог принял более красочный и выразительный стиль живописи, впервые экспериментируя с ломаной кистью. Чтобы сэкономить деньги Ван Гог рисовал себя, не приглашая моделей и повторно использовал холсты. 

«Этот период, когда он начал создавать автопортреты, был ключевым в развитии его зрелого стиля. Он экспериментировал со своим характерным мазком. Ван Гог был очень независимым мыслителем, и он очень быстро разработал свой радикально новый стиль», – Фрэнсис Фаул.

Теперь реставраторы приступят к раскрытию автопортрета, находящегося в неопределенном состоянии под слоями клея и картона, при сохранении оригинальной картины.

«Это как шаг в неизвестность. Задача будет состоять в том, чтобы удалить клей со слоев масляной краски, используя разницу в растворимости клея животного происхождения и масляной краски», – объясняет Стивенсон.

Музей Ван Гога в Амстердаме получает до 300 запросов в год от людей, которые утверждают, что нашли потерянную работу художника, но очень немногие оказываются настоящими. В 2013 году пейзаж «Закат на Монмажуре», написанный за два года до его смерти в 1890 году и забытый на норвежском чердаке, был выставлен в Амстердаме, а в прошлом году карандашный набросок измученного рабочего «Утомленный» был показан публике после того, как был найден в частной коллекции голландской семьи, которая владела им более века.

«Открытие новой работы – это нечто экстраординарное. Все, что дает нам больше информации о художнике, является огромным бонусом и показывает преимущество технологического анализа. Мы все еще можем узнавать что-то новое», – заключает Стивенсон.