№ 1 (10)

Март – апрель

Russian Traveler №1(10) 2024

Суд Бостона посмертно реабилитировал последнюю «салемскую ведьму»

Фото: Wikimedia Commons

Мемориал жертвам процессов над салемскими ведьмами

Дело закрыто.

Преследование людей, подозреваемых в колдовстве, более известное как «охота на ведьм», достигло особого размаха в Западной Европе в конце XV – середине XVII веков. Однако Старым Светом эта практика не ограничилась. 

С февраля 1692 по май 1693 года в Массачусетсе проходил так называемый процесс над салемскими ведьмами (по названию города Салем, или Сэйлем). По обвинению в колдовстве повесили 14 женщин и пять мужчин, задавили камнями еще одного мужчину и посадили в тюрьму от 175 до 200 человек.

Это была самая смертоносная охота на ведьм в истории колониальной Северной Америки. Многие историки полагают, что длительные последствия этих судебных процессов оказали большое влияние на последующую историю Соединенных Штатов. По словам историка Джорджа Линкольна Берра, «так называемое салемское колдовство было краеугольным камнем, о который разбилась теократия».

В деревне Салем (современный Дэнверс) жили преимущественно пуритане, и многие из тех, кто участвовал в «салемском процессе» в качестве обвиняемых действительно признавали свою вину, как отвернувшиеся от бога к дьяволу. Одним из примеров является Эбигейл Фолкнер, которую обвинили в 1692 году. Женщина призналась, что она «сердилась на то, что говорили люди», и дьявол, возможно, временно одолел ее, заставив причинить вред ее соседям.

Других обвиняемых судили за неучастие в церковных собраниях и даже на наличие на теле родинок и родимых пятен, которые считали отметинами дьявола. Первой из осужденных была Бриджит Бишоп, которую описывали как «не соблюдавшую пуританский образ жизни»: она носила черную одежду и странные костюмы, что противоречило пуританскому кодексу. За «аморальный» образ жизни она была объявлена ведьмой и повешена 10 июня 1692 года. 

Джайлз Кори, 81-летний фермер из юго-восточной части Салема, отказался признавать себя виновным, в результате чего к нему применили архаичную форму казни. Мужчине клали на грудь камни до тех пор, пока он не перестал дышать. 

Реабилитация жертв охоты на ведьм в Салеме проводилась законодательным собранием Массачусетса в разные годы. Некоторых оправдывали поименно и отдельно, а других – группами. Однако среди реабилитированных не оказалось одной женщины по имени Элизабет Джонсон. Хотя ее объявили ведьмой в 22-летнем возрасте, ее не казнили – женщина скончалась в 1747 году в возрасте 77 лет. 

Кампания по оправданию последней «салемской ведьмы» была инициирована учительницей старших классов Кэрри Лапьер. Она потратила три года, чтобы имя Элизабет Джонсон было очищено от обвинений в колдовстве.

Как объяснила Лапьер, она была вдохновлена кропотливой работой историка из Род-Айленда Ричарда Хайта, написавшего книгу о процессе над салемскими ведьмами. Но, поскольку сам Хайт не мог подать апелляцию в суд из-за того, что он является жителем другого штата, эту функцию взяла на себя Лапьер.

Согласно описанию Хайта, Элизабет Джонсон страдала серьезными отклонениями в развитии и психическими заболеваниями, поэтому под давлением признала себя виновной в сговоре с сатаной. 

В общей сложности по обвинению в колдовстве и связями с нечистыми силами в Северной Америке было казнено 36 человек, и 19 из них приходятся на Салем. По оценкам историков, жертвами охоты на ведьм в Европе стали 12 500 человек.