№ 5 (14)

Декабрь – февраль

Russian Traveler №5(14) 2024

Ученые придумали, как из резиновых шин делать прочный бетон

Фото: RMIT

Технология может стать дешевой альтернативой традиционному бетону.

Исследователи из Королевского Мельбурнского технологического института (RMIT) придумали способ производить бетон с меньшими затратами, используя переработанные материалы.

Рецепт изготовления бетона довольно прост. Вяжущее вещество (цемент) смешивают с водой и комбинацией песка, камней и гравия. Регулируя количество ингредиентов можно менять свойства бетона, делать его прочнее или легче. Некоторые элементы (крупный щебень и гравий) могут увеличить цену готового продукта, особенно в некоторых частях мира. где эти материалы труднодоступны.

Один из способов снизить стоимость производства бетона – менять ингредиенты в составе, например, как сделали исследователи Королевского Мельбурнского технологического института – используя резиновые покрышки, измельченные до мелких частиц. Эта идея убивает сразу двух зайцев одним выстрелом, ведь, помимо прочего, это разумный способ переработки миллионов изношенных резиновых шин, которые каждый год снимают автолюбители с автомобилей.

До настоящего момента исследователям удавалось создавать бетон, соответствующий требуемым стандартам прочности, только с использованием комбинации щебня и каучука: этот способ имеет свои недостатки. Проблема заключается в том, что каучук слишком пористый – вода сначала заполняет поры в частицах каучука, а потом, когда он высыхает, вода испаряется и остаются бесчисленные пустоты и зазоры между каучуком и цементом вокруг него: это снижает качество и прочность бетона.

«Новая технология, разработанная командой RMIT, позволяет производить легкий бетон из переработанной резины для шин», – Мохаммад Ислам, соавтор исследования.

Инженеры RMIT придумали устранить все поры в резине, помещая их в стальные формы, которые сжимаются под давлением. После высыхания полученный бетон продемонстрировал гораздо прочную связь между затвердевшим цементом и частицами резины, в результате чего прочность на сжатие (по сравнению с обычным бетоном) увеличилась на 97 %, а прочность на растяжение – на 20%.

Фото: RMIT
Образцы бетона, изготовленные с использованием резиновых покрышек в качестве заполнителя

Тем не менее, как отмечают исследователи, такой бетон все еще нельзя использовать в качестве надежного конструктивного элемента, поэтому эксперименты по созданию более прочного бетона будут продолжаться.

В долгосрочной перспективе он все же должен оказаться более рентабельной альтернативой традиционному бетону. Это связано с тем, что в дополнение к использованию более дешевых исходных материалов получается более легкий материал, который легче и дешевле перевозить, пишут исследователи.