№ 3

Сентябрь/2022

Russian Traveler 03/2022

В Германии обнаружили затонувший 400-летний корабль редчайшей сохранности

Фото: Christian Howe

Судну удалось избежать уничтожения корабельными червями.

Морские археологи в северной Германии обнаружили обломки 400-летнего грузового корабля. Удивительнее всего поразительная сохранность судна – оно избежало разложения от прожорливых корабельных червей и до сих пор хранит бочки с известью, которые везли на борту четыре века назад.

Судно относится к эпохе Ганзейского союза, когда группа североевропейских торговых гильдий доминировала в Балтийском и Северном морях с XIII по XVII века. Древесина в этом регионе быстро гниет под водой, и кораблекрушений такого возраста было найдено немного. Но морские археологи считают, что затонувший корабль уцелел, потому что он был быстро поглощен пучиной вод и защищен слоем мелкой грязи, принесенной туда рекой Траве, которая ведет к городу Любек.

Остатки корабля были впервые обнаружены в 2020 году во время планового гидроакустического обследования властями судоходного канала в Траве. Судно находится на глубине около 11 метров на внешнем участке реки, в ее устье в Балтийское море, где преобладает соленая вода, между Любеком и портом Травемюнде.

Потерпевший крушение корабль был от 20 до 25 метров в длину. Скорее всего, это был галиот – одномачтовый грузовой корабль, какие были распространены в то время. 

Фото: Christian Howe
Водолазы совершили 13 погружений к затонувшему судну общей продолжительностью 464 минуты, чтобы сделать первый отчет о кораблекрушении 400-летней давности

По словам Юргенса, слой речного ила над затонувшим кораблем, возможно, предотвратил его уничтожение вредителями под названием Teredo navalis (в простонародье шашень), разновидностью морских моллюсков, известных как «корабельные черви». Эти животные быстро уничтожают подводную древесину. Именно эти моллюски виновны в разрушении затонувших кораблей в западной части Балтийского моря.

Однако Teredo navalis редки в более холодных водах восточной части Балтийского моря, поэтому именно в этом регионе археологам удается найти многовековые деревянные обломки кораблей.

Около 150 деревянных бочек, найденных почти целыми на месте крушения или рядом с ним, указывают на то, что корабль затонул в конце XVII века с грузом негашеной извести, которая производится путем обжига известняка. Она являлась важным ингредиентом раствора, используемого в каменной кладке.

Как отмечает Юргенс, в северной Германии нет больших залежей известняка, поэтому груз, вероятнее всего, шел в Любек из Скандинавии. Исследователям удалось установить вероятную дату кораблекрушения. Данные в исторических архивах Любека показывают, что судебный пристав города в 1680 году попросил неизвестного получателя вернуть груз галиота, севшего на мель в реке Траве. Этот эпизод согласуется с тем, что известно о кораблекрушении.

Фото: Dr Fritz Jürgens
Рисунок галиота, одномачтового грузового корабля спереди и сбоку

Кроме того, узоры годичных колец, видимых на древесине корабля, показывают, что деревья, использованные в постройке судна, были вырублены в середине XVII века. Вполне вероятно, что корабль развернулся перед входом в Любек и сел на мель. Возможно, часть груза удалось спасти, но судно вскоре затонуло из-за течи, возникшей при ударе о мель.

Корабль планируется поднять со дна реки в течение нескольких следующих лет. Это будет сделано не только в целях изучения морскими археологами, но и для безопасности современного судоходства в регионе.

Любек славился своим кораблестроением в ганзейский период, поэтому, возможно, судно было построено именно здесь, хотя такие корабли были распространены во всем регионе. Затонувший корабль отличается замечательной сохранностью не только из-за отсутствия заражения корабельными червями и другими морскими организмами, но и из-за его тяжелого груза.

«Около 70 бочек все еще находятся на своем первоначальном месте на корабле и еще 80 бочек находятся в непосредственной близости. Корабль затонул "почти стоя" и не перевернулся. В будущем археологи могут обнаружить дополнительные находки в отложениях, которые заполняют внутреннюю часть корабля», – говорит глава отдела археологии Любека Манфред Шнайдер.

Поднятие корабля из русла реки даст археологам возможность полностью исследовать корпус и его конструкцию и, возможно, определить его происхождение. Как объясняет Шнайдер, комнаты для экипажа корабля на корме все еще могут хранить предметы быта XVII века.

По словам Шнайдера, хотя Любек был центром балтийской торговли в эпоху Ганзейского союза, сохранилось очень мало подлинных морских объектов того времени, поэтому обнаружение почти целого корабля той эпохи – это очень редкое и примечательное событие.