№ 2(11)

Май – июнь

Russian Traveler №2(11) 2024

Археологи исследовали египетские гробницы с помощью рентгена – и увидели то, что было скрыто

Фото: Philippe Martinez

Картины, которые изучили археологи, находятся в надгробных часовнях Фиванского некрополя – им примерно три тысячи лет.

Группа исследователей недавно изучила картины в Фиванском некрополе у реки Нил с помощью рентгеновской флуоресценции и обнаружила невиданные ранее детали.

В рентгеновском свете на 3100-летних картинах проявились первые наброски художников, скрытые от невооруженного глаза на протяжении тысячелетий.

«Впервые мы можем создавать модели, которые передают реальное ощущение пространства, а также изображения с высоким разрешением, которые позволяют зрителю увидеть реальность древних картин лучше, чем на месте», – Филипп Мартинес, ведущий автор исследования из Университета Сорбонны в Париже.

Мартинес добавил, что макрофотография, а также различные виды использования рентгеновских лучей позволяют добираться до окрашенной поверхности на молекулярном уровне.

Картины находятся в надгробных часовнях Фиванского некрополя. Они датируются примерно периодом правления Рамсеса II (между 1330 г. до н.э. и 1069 г. до н.э.). Часовни-гробницы принадлежат Менне, надсмотрщику при Аменхотепе III, и Нахтамуну, начальнику алтаря погребального храма во времена 20-й династии Древнего Египта.

Картины Менны «всеобще известны как апогей древнеегипетской живописи», пишут исследователи, в то время как «картины Нахтамуна остаются недооцененными и просто недоступными».

В новой работе исследователи описывают третью руку Менны на одной картине, которая проявляется в ультрафиолетовом свете. Руку, возможно, стерли по эстетическим причинам, так как команда не смогла найти альтернативную причину ее исчезновения – в итоге они объяснили, что мы не можем знать эстетические предпочтения древних египтян.

Фото: Philippe Martinez
Рентгенофлуоресцентное изображение, показывающее аспекты изображения Рамсеса II, невидимые невооруженным глазом

Королевский портрет Рамсеса II имеет некоторые странные особенности. Во-первых, фараон изображен с едва намечающейся бородой, практически щетиной – такое крайне редко встречается в египетском искусстве, тем более в изображении фараонов. На портрете фараона также видно, что в набросках на фараоне было традиционное ожерелье-шебу, которое исчезло в финальной версии работы. Ожерелья шебу редко встречаются на изображениях Рамсеса II.

Древнеегипетская живопись изучалась веками, но за последние несколько десятилетий археологические технологии значительно продвинулись вперед. Теперь исследователи могут смотреть на древние произведения искусства и «снимать» слои краски неинвазивно, а также получать замечательные изображения более ранних набросков произведений искусства.