Археологи изучили мумифицированные головы жертв жестокого ритуала

Фото: D. Socha / sciencedirect.com

Их необычная находка может указывать на способ подготовки к смерти ритуальных жертв.

Польские и итальянские ученые нашли доказательства того, что древние люди цивилизации Наска применяли психоактивные растительные вещества для успокоения тех, кого приносили в жертву. Археологи пришли к таким выводам, изучив останки людей, захороненных вдоль южного побережья Перу с 3500 года до нашей эры по 476 год нашей эры. В это время там существовала доколумбовая цивилизация, которую назвали в честь плато Наска.

Цивилизация Наска известна широким распространением практики обезглавливания в честь богов. При этом так называемые «трофейные» головы люди Наска использовали в религиозных ритуалах. Они также применяли передовые для того времени технологии орошения, изготовления керамики и сложных тканей.

Исследователи взяли образцы волос с четырех «трофейных» голов и 18 мумифицированных останков, захороненных в древних религиозных сооружениях. Жидкостная хроматография с тандемной масс-спектрометрией показала наличие и концентрацию в образцах таких химических веществ, как кокаин, бензоилэкгонин, кокаэтилен, мескалин, триптамин, гармалин и гармин.

Результаты, полученные учеными, стали первыми доказательствами того, что люди Наска давали ритуальным жертвам психоактивные вещества и галлюциногены перед смертью. Листья коки использовали на южном побережье Перу с раннего периода Наска (100 год до нашей эры — 450 год нашей эры).

Похожая практика была характерна и для инков: они использовали для ритуальных целей напиток аяуаска.

Ранее сообщалось, что исследователи провели компьютерное сканирование мумифицированных останков трех людей доколумбовой эпохи, обнаруженных в Южной Америке. Анализ показал, что у двух из трех человек оказались тяжелые травмы, которые стали причиной их гибели.