Что нашли ученые в окаменелой рвоте древнего хищника

Фото: Brian Engh

Кости лягушки и саламандры составляют часть доисторической рвоты, найденной в Юте

Древний зверь пообедал лягушками и саламандрами, но потом его стошнило. На радость палеонтологам!

В 2018 году во время раскопок в формации Моррисон в юго-восточной части штата Юта исследователи обнаружили регургиталит – окаменелые остатки содержимого желудка животного, также известные как бромалит.

Эта полоса осадочных пород, которая простирается на западе Соединенных Штатов, является очагом окаменелостей, относящихся к позднему юрскому периоду (от 164 до 145 миллионов лет назад). Местные палеонтологи прозвали этот участок  «Юрским салат-баром» (по аналогии с витриной, которая сохраняет салаты и закуски охлажденными). Обычно здесь находят окаменелые остатки растений и другие органические вещества, а не кости животных.

Когда группа исследователей из Геологической службы штата Юта (UGS) наткнулась на «компактную небольшую кучку» отрыгнутых остатков пищи размером не более квадратного сантиметра, они поняли, что нашли нечто важное.

«Что нас поразило, так это небольшая концентрация костей животных на относительно небольшой площади. Обычно в этом месте нет окаменелостей животных, только растения. Но кости, которые мы нашли, не были разбросаны, а сосредоточены на одном месте. Это первые кости, которые мы нашли здесь», – Джон Фостер, соавтор исследования.

Сперва ученые решили, что это кости какого-то умершего здесь животного, но вскоре поняли, что «некоторые из них выглядят неправильно и не все принадлежат одному представителю», – объясняет Фостер. По его словам, если приглядеться, то в этой массе есть как кости саламандры, так и кости лягушек. Именно тогда ученые начали подозревать, что им попалась редкая окаменелость, которая представляет собой рвоту хищника.

В общей сложности, согласно исследованию, в составе было обнаружено около дюжины костных фрагментов, сгруппированных вместе, вместе с матрицей окаменелых мягких тканей. В отличие от копролитов (окаменевших экскрементов), в регургитации сохраняются еще не переваренные остатки пищи.

Фото: John Foster
Рыба, отрыгивающая лягушку, в представлении художника

Хотяво всем мире зафиксировано несколько зарегистрированных находок регургиталитов, Фостер сказал, что это первый известный экземпляр регургиталитов в формации Моррисон, назвав это открытие «единственным в своем роде».

Нет никакого способа узнать, кто именно срыгнул свой обед миллионы лет назад и почему вообще хищника вырвало. Однако дальнейший анализ мог бы определить другие компоненты частично переваренных животных, которые проглотил хищник.

«Мы думаем, что это нечто большее, чем просто крошечные кости амфибий. Проведя химический анализ, мы могли бы определить, из чего именно состоят мягкие ткани», – говорит Фостер.