Древние керамические горшки могли служить ручными гранатами почти 1000 лет назад

Фото: Wikimedia Commons

Эти артефакты нашли в прошлом веке в Иерусалиме.

Новый анализ керамических горшков из Иерусалима XI–XII веков подтвердил предыдущие предположения о том, что некоторые из этих сосудов могли использоваться в качестве древних ручных гранат во время крестовых походов.

Сфероконические археологические артефакты – округлые, с конусообразным основанием – находятся в музеях по всему миру. Их универсальность и разнообразное использование хорошо задокументированы. В новом исследовании ученые нашли доказательства, что эти горшки также использовались как ручные гранаты.

Исследователи обратили внимание на четыре черепка горшков, найденных в Армянском саду в окруженном стеной Старом городе Иерусалима. Их обнаружили в период с 1961 по 1967 год.

Эти артефакты хранятся в Королевском музее Онтарио. Эксперты изучили остатки внутри них и обнаружили, что в одном сосуде содержался взрывоопасный материал.

«Это исследование показало разнообразное использование этих уникальных керамических сосудов, в том числе как древних взрывных устройств. Сообщалось, что во время крестовых походов эти предметы бросали как гранаты в крепости крестоносцев, производя громкие звуки и яркие вспышки света», – Карни Мэтисон, молекулярный археолог из Университета Гриффита в Австралии.

С помощью различных химических тестов исследователи обнаружили, что три других сосуда, скорее всего, содержали масла, ароматические вещества и лекарства. Четвертый сосуд – глиняный горшок с очень толстыми стенками и без украшений – содержал остатки, которые указывали на возможность хранения химикатов или химических взрывчатых веществ. Одним из обнаруженных ингредиентов была сера, также были найдены следы содержания ртути и магния. Все это было найдено в более высоких количествах, чем в прочих горшках и окружающей почве.

Фото: Royal Ontario Museum
В осколке этого керамического горшка были найдены следы взрывчатых веществ

Раньше археологи предполагали, что в горшках, подобных этому четвертому сосуду, мог храниться порох (также называемый черным порохом), изобретенный в Китае в девятом веке нашей эры. Тем не менее, команда, стоящая за новым исследованием, считает, что химическая смесь указывает на другое взрывчатое вещество.

«Это исследование показало, что это не черный порох, а, скорее всего, взрывчатое вещество местного производства», – Карни Мэтисон.

В исторических отчетах о сражениях, включая осаду Иерусалима в 1187 году, упоминается использование оружия, похожего на ручные гранаты. Действительно, артефакты, подобные описанным в этом исследовании, были найдены и в других местах.

Это еще одно свидетельство для историков, желающих понять, как велись войны тысячи лет назад.

Однако остается неясным, какая именно смесь была внутри этих «ручных гранат». Исследователи не исключают, что это смесь, известная как «греческий огонь». Однако ее состав остается загадкой: насчет ингредиентов мнения расходятся, а процесс приготовления никогда не документировался.

«Дополнительные исследования этих горшков и взрывчатого вещества в них позволят нам понять древнюю технологию взрывчатки средневекового периода и историю "взрывного" оружия в Восточном Средиземноморье», – говорит Мэтисон.