Древние майя могли делать резиновые мячи из праха своих правителей

Фото: Wikimedia Commons

Пирамида в городище Тонина

Ученые объявили, что нашли доказательства этой практики во время раскопок на древнем городище Тонина на юге Мексики.

Теорию о резиновых мячах выдвинул Хуан Ядеун Ангуло, археолог из Мексиканского национального института антропологии и истории. В 2020 году команда Ангуло обнаружила 1300-летний склеп в Тонине под пирамидой под названием Храм Солнца. В склепе находились остатки около 400 сосудов, содержащих органические материалы, в том числе пепел, древесный уголь и натуральный каучук.

Проанализировав кувшины и само место находок, ученые пришли к выводу, что найденный пепел представляет собой кремированные останки правителей цивилизации майя. Они отметили, что другие материалы в сосудах также были ингредиентами, необходимыми для процесса вулканизации.

Проанализировав резьбу на скульптурах на древней площадке для игры в мяч, расположенной рядом с пирамидой, исследователи обнаружили изображения правителя по имени Вак Чан Ках, который, согласно иероглифам майя, умер в сентябре 775 нашей эры, а также знатной женщины по имени Кавил Каан, которая умерла в 722 году нашей эры.

Ученые пришли к выводу, что эти люди были кремированы, а затем их пепел был использован для изготовления резиновых мячей. По словам Ангуло, такая ритуальная практика связана с верованиями майя. Так, в древнем тексте, рассказывающем историю сотворения майя, есть упоминание площадки для игры в мяч, на которой играли головами людей и богов.

Ангуло также отметил, что на соседнем участке Яшчилан есть скульптуры, изображающие людей внутри резиновых мячей, которые бросает богато одетый мужчина. По его мнению, это тоже свидетельствует о том, что человеческие останки использовались для изготовления резиновых мячей.

Ученые, не участвовавшие в исследовании, оказались осторожны в своих высказываниях, но в основном не исключали, что майя действительно могли использовать такую практику.

«Конечно, вполне вероятно, что человеческие останки стали частью резиновых мячей. Человеческие останки использовались в невероятно широком спектре контекстов и практик древних майя», – Уильям Дункан, профессор биологической антропологии в Государственном университете Теннесси.

По словам профессора антропологии в Мичиганском университете Габриэля Врубеля, «такая практика, безусловно, согласуется со сложными и часто длительными погребальными ритуалами майя, которые были задокументированы учеными».

Тем не менее, большинство экспертов согласилось с тем, что требуется дополнительная информация об этом исследовании, а другие отказались комментировать статью до официальной публикации в научном журнале. Пока команда учёных сделала только официальное заявление о своей гипотезе, но полного исследования они не предоставили.

«Как только данные будут доступны, я буду очень рад увидеть, как они определили, что было в сосудах», – говорит профессор антропологии в Университете Миссисипи Кэролин Фрейвальд.