№ 4 (13)

Сентябрь – ноябрь

Russian Traveler №4(13) 2024

Факт дня: мумии в Древнем Египте делали не для сохранения тел после смерти

Фото: Manchester Museum

К такому выводу пришли исследователи из Манчестерского университета в Англии.

Долгое время считалось, что древние египтяне использовали мумификацию в первую очередь для того, чтобы сохранить тело усопшего после смерти. Однако некоторые эксперты уверены, что это не так. По словам исследователей, сложная техника захоронения с созданием мумий на самом деле была способом возвысить умершего до уровня божества.

По словам куратора грядущей выставки в музее Египта и Судана Кэмпбелла Прайса, идея о том, что мумификация предназначалась для сохранения тел, впервые возникла у викторианских исследователей на Западе. Они ошибочно считали, что древние египтяне сохраняли своих мертвецов так же, как консервировали рыбу. Их аргументация состояла в том, что оба процесса содержали один и тот же ингредиент: соль.

Считалось, что как рыбу сохраняли на будущее, так и тело может понадобиться человеку в загробной жизни, и на этот случай оно должно быть нетронутым. Правда, были и неувязки: из тела перед мумификацией удаляли органы.  

«Идея заключалась в том, что вы сохраняете рыбу, чтобы съесть ее в будущем. Итак, они предположили, что то, что делается с человеческим телом, было таким же, как и с рыбой», – Кэмпбелл Прайс.

Однако соленое вещество, используемое древними египтянами, отличалось от соли, используемой для того, чтобы подольше сохранить рыбу. Известный как натрон, этот встречающийся в природе минерал (смесь карбоната натрия, бикарбоната натрия, хлорида натрия и сульфата натрия) в изобилии встречался на дне озера рядом с Нилом и служил ключевым ингредиентом при мумификации.

«Мы также знаем, что натрон использовался в храмовых ритуалах и наносился на статуи богов. Его использовали для очищения», – говорит Прайс.

По словам Прайса, еще одним материалом, который обычно ассоциируется с мумиями, являются благовония, которые также служили подарком богам.

«Посмотрите на ладан и смирну – они есть в христианских историях об Иисусе, они были дарами трех волхвов. Мы обнаружили, что в истории древнего Египта они также были подходящими приношениями для богов», – Кэмпбелл Прайс.

Прайс добавил, что даже слово для обозначение благовоний в древнеегипетском языке буквально означало «делать божественным».

«Когда вы возжигаете благовония в храме, это уместно, потому что это обитель бога и это обожествляет пространство вокруг. А когда вы используете благовония на теле, вы придаете божественность телу. Сохранить его при этом – не первостепенная задача», – говорит Прайс.

Фото: Manchester Museum
Гроб Ташерианх, 20-летней женщины из города Ахмим, умершей около 300 г. до н.э

Викторианские египтологи считали, что умершие древние египтяне планировали использовать свои тела в загробной жизни, что добавляло больше правдоподобия не совсем правильному пониманию задач мумификации.

«Я думаю, что на самом деле это имеет несколько более глубокий смысл, и в основном речь идет о превращении тела в божественный сосуд, потому что мертвый человек должен был преобразиться», – отмечает Прайс.