Феномен Марико Аоки: книжные магазины вызывают желание сходить в туалет?

Фото: Unsplash

Исследования, которых нам не хватало.

Вы когда-нибудь чувствовали желание сходить в туалет «по-большому», бродя по книжному магазину? Если это так, вы не одиноки: оказывается, многие люди говорят о странном возникновении этого позыва при входе в книжный магазин. Этому явлению даже название дали: оно известно как феномен Марико Аоки.

Исследования, проведенные в Японии, показывают, что по крайней мере каждый десятый житель Японии испытывает желание испражниться, находясь в книжном магазине. Хотя любой может столкнуться с этим, люди в возрасте от 20 до 30 лет «страдают» этим больше, чем другие возрастные группы. Женщины примерно в два-четыре раза более склонны к этому, в то время как спортивные мужчины имеют меньше опыта в этом ощущении.

Феномен был описан в 1985 году, когда молодая японка по имени Марико Аоки сделала признание в эссе, которое она написала для журнала Hon no Zasshi («Книжный журнал»). В этом эссе она объяснила свою непреодолимую потребность в дефекации во время просмотра книг в книжном магазине.

Оказалось, что женщина не одинока в этом опыте. После публикации эссе в редакцию поступили показания десятков других читателей, признавшихся в том же. Hon no Zasshi воспользовался этой тенденцией и опубликовал в журнале статью «Феномен, потрясший книжную индустрию!» Хотя это происшествие не имеет ни медицинских, ни научных доказательств, оно остается удивительным фактом даже спустя несколько десятилетий.

Хотя формального научного исследования феномена Марико Аоки не проводилось, существует четыре наиболее обсуждаемых причины этого явления. Теория оси кишечник-мозг предполагает, что умственный опыт человека влияет на его желудочно-кишечный тракт.

Люди, как правило, испытывают желание сходить в туалет, когда нервничают и, например, когда этот самый туалет трудно будет найти. Большинство людей также выработали привычку читать в туалете. Со временем толстая кишка и тело человека устанавливают подсознательную связь между чтением в туалете и потребностью в дефекации.

Это также может сработать, когда люди находятся в местах с огромным количеством информации, будь то текстовой или визуальной, которую нужно обработать мозгу – музеи, продуктовые магазины и парки. Внутри книжного магазина эффект возникает, когда человек нервничает, столкнувшись с огромным количеством информации на книжных полках.

Другое предположение состоит в том, что запах чернил и старой бумаги вызывает процесс дефекации. В отличие от действия лука, вызывающего у человека слезы, запах книг не коррелирует с функциями организма. Это можно связать с тенденцией мозга ассоциировать запах книг с таким поведением, как испражнение.

Осанка также считается еще одним фактором, вызывающим феномен Марико Аоки. Внутри книжного магазина человеку нужно наклоняться, приседать и крутить туловищем, пока он ищет нужное среди стопок книг. Эти позы задействуют угол прямой кишки, облегчая опорожнение кишечника.