Как выглядела девушка, жившая 31 000 лет назад: реконструкция лица

Фото: Cicero Moraes

Ученые поначалу думали, что это мужчина.

В 1881 году археологи обнаружили череп человека, погребенного в пещере в деревне Младеч на территории современной Чехии. В то время исследователи решили, что это мужчина, живший 31 000 лет назад. Но они ошибались, и это подтвердило новое исследование.

Более 140 лет спустя другие ученые исправили эту ошибку, обнаружив, что так называемый череп Младеч 1 принадлежал 17-летней девушке, принадлежащей к ориньякской культуре. Этот период относится к части верхнего палеолита (примерно от 43 000 до 26 000 лет назад).

Команда опубликовала свои выводы в рамках новой онлайн-книги под названием «Судебно-медицинский подход к изучению черепа Младеча 1», в которой подробно описывается, как ученые реклассифицировали пол «одного из старейших Homo sapiens, найденных в Европе».

«Когда мы проанализировали череп индивидуально, черты лица указывали на мужчину. Но более поздние исследования сравнили череп с другими, найденными на этом месте, и доказательства указывали на женщину», – Сисеро Мораеш, соавтор исследования.

Используя информацию, собранную в ходе археологических раскопок XIX века, а также криминалистические реконструкции лица, выполненные исследователями в 1930-х годах, которые были ограничены из-за отсутствия технологий, Мораеш и его коллеги применили компьютерную томографию для создания оцифрованного изображения черепа.

Поскольку нижняя челюсть у черепа отсутствовала, Мораеш обратился к имеющимся данным о челюстях современного человека, чтобы заполнить пробелы во внешности женщины.

«Нам нужно было реконструировать череп, и для этого мы использовали средние статистические данные и проекции, извлеченные примерно из 200 КТ черепов современных людей и из археологических раскопок, принадлежащих различным группам населения, включая европейцев, африканцев и азиатов. Это позволило нам восполнить недостающие области человеческого лица», – Сисеро Мораеш.

Как только у ученых появилось полное цифровое изображение черепа, Мораеш использовал «серию маркеров толщины мягких тканей, которые были распределены по черепу». По словам ученого, эти маркеры, грубо говоря, дают представление о границах кожи в некоторых областях лица.

Хотя эти маркеры взяты из статистических данных, полученных от живых людей, они не покрывают все лицо и не сообщают размер носа, рта и глаз. Для реконструкции ученые по традиции использовали нейтральное выражение лица.

Исследователи использовали проекцию линий, соответствующих границам мягких тканей и костных структур, для создания аппроксимации лица

Хотя археологи не слишком часто переклассифицируют пол человеческих останков, это все же случается. Мораеш указал на один из таких примеров – скелет, обнаруженный в Бразилии, известный как окаменелость Зузу.

«Этот случай был другим – изначально предполагалось, что это была женщина, но более поздние исследования показали, что на самом деле это был мужчина», – говорит ученый.