Китайцы заселили Америку еще во время первого ледникового периода

Фото: Matito / flickr.com

Палеогенетики открывают новые секреты древности.

Новое исследование ДНК предполагает, что группы ледникового периода на древнем северном побережье Китая составили первую волну людей, заселивших Новый Свет. Они также, возможно, мигрировали и в Японию. Это помогает объяснить сходство артефактов каменного века в Америке, Китае и Японии.

Есть две основные модели того, как люди впервые мигрировали в Америку. Ранняя версия предполагает, что когда Берингов мост, который когда-то соединял Азию с Северной Америкой, был относительно свободен ото льда, в Новый Свет отправились люди из Сибири. Более поздние данные свидетельствуют о том, что несколько волн людей путешествовали в Америку из разных частей Евразии – возможно, на плавсредствах – вдоль тихоокеанского побережья Азии, Берингова сухопутного моста и Северной Америки.

Чтобы пролить свет на происхождение коренных американцев, ученые исследовали ДНК из митохондрий, которые обладают собственными генами, передающимися от матери. Исследователи проанализировали более 100 000 современных и 15 000 древних образцов ДНК со всей Евразии. Они сосредоточились на редкой линии митохондриальной ДНК под названием D4h, которая в настоящее время встречается только у 1 из 200 человек во всем мире.

«Об этом генетическом типе лишь спорадически сообщалось в различных исследованиях. Поэтому этой женской линии, а также ее происхождению и истории расселения (особенно расселению в Америке) до сих пор уделялось мало внимания», – Ю Чун Ли, молекулярный антрополог из Куньминского института зоологии в Китае.

Одно из предыдущих исследований показало, что одна ветвь D4h, известная как D4h3a, была обнаружена у коренных американцев, а другая ветвь, названная D4h3b, была обнаружена в Китае и Таиланде. Это предполагало, что древние члены линии D4h могли помочь соединить Азию и Америку.

Фото: Yu-Chun Li
Карта Азии и Северной Америки с двумя красными линиями, прочерчивающими материнскую родословную людей из Китая в Японию и Америку во время последнего ледникового максимума, между 25 500 и 19 000 лет назад

Во время последнего ледникового максимума (от 26 500 до 19 000 лет назад) люди ледникового периода с материнской линией D4h3a покинули Азию и, вероятно, прошли по сухопутному мосту в районе Берингова пролива в Северную Америку.

Сравнивая мутации, наблюдаемые в митохондриальной ДНК с течением времени, а также географическое положение и радиоуглеродные даты окаменелостей, из которых была собрана древняя ДНК, ученые обнаружили, что D4h3a, вероятно, возник в северном прибрежном Китае.

Новые данные свидетельствуют о том, что предки и ближайшие родственники D4h3a попали в Америку по крайней мере в результате двух миграций. Обе диаспоры, по-видимому, возникли, когда сухопутный мост из Азии в Америку был заблокирован льдом, поэтому исследователи предполагают, что вместо этого люди ледникового периода могли путешествовать по побережью Тихого океана.

По словам исследователей, первая миграция, вероятно, произошла между 19 500 и 26 000 лет назад, во время последнего ледникового максимума, самой холодной части последнего ледникового периода. В то время ледяные щиты покрывали большую часть планеты, и жизнь в северном Китае, вероятно, была сложной для людей.

По оценкам ученых, второй период переселения, по-видимому, случился 19 000–11 500 лет назад, когда началось таяние ледяных щитов. Предыдущие работы предполагали, что такой сдвиг климата, вероятно, способствовал быстрому росту населения, наблюдавшемуся в ту эпоху. В свою очередь, это могло способствовать их распространению в другие регионы.

Удивительно, но исследователи обнаружили, что во время этой второй волны одна ветвь отсоединилась от северного побережья Китая и отправилась в Японию, где эти люди внесли свой вклад в генофонд японцев, особенно коренных айнов.

Фото: Yu-Chun Li
Карта Азии с красным кружком на материковом Китае со стрелками, показывающими, как люди ледникового периода мигрировали в Японию во время последней дегляциации между 19 000 и 11 000 лет назад

«Это указывает на неожиданную генетическую связь между коренными американцами и японцами», – пишут исследователи.

Это открытие может помочь объяснить некоторые археологические сходства, когда-то существовавшие между народами каменного века в Китае, Японии и Америке. В частности, исследователи утверждали, что три региона имели сходство в том, как они изготавливали наконечники для стрел и копий.

Хотя ученые сосредоточились на митохондриальной ДНК, проведенный ими дополнительный генетический анализ позволяет предположить, что предки коренных американцев мужского пола также жили в северном Китае примерно в то же время, что и предки женского пола.

Хотя эти новые данные свидетельствуют о том, что эта единственная северная китайская линия, возможно, способствовала происхождению коренных американцев, «она не представляет всю историю всех коренных американцев», заостряют внимание учёные.