№ 3

Сентябрь/2022

Russian Traveler 03/2022

Крысы могут танцевать! У них обнаружили чувство ритма

Фото: University of Tokyo

Грызунам дали послушать треки Леди Гаги, группы Queen и Майкла Джексона.

Все любят музыку, но чувство ритма развито далеко не у каждого. Оказывается, люди не одиноки в этом – новое исследование показало, что крысы с переменным успехом способны кивать головой в такт прослушиваемой мелодии.

Исследователи из Токийского университета дали послушать крысам треки Леди Гаги, Queen и Майкла Джексона, а также сонату Моцарта в четырех разных темпах. Их реакция фиксировалась как на камеру, так и с помощью миниатюрного датчика, прикрепленного к их головам.

«Крысы демонстрировали врожденную, то есть без какой-либо подготовки или предварительного воздействия музыки, синхронизацию наиболее отчетливо в пределах 120-140 BPM. У людей наблюдается самая четкая синхронизация тоже именно с этим ритмом. Слуховая кора – область мозга, которая обрабатывает звук – также настроена на 120-140 BPM, что мы смогли объяснить, используя нашу математическую модель адаптации мозга», – Хирокадзу Такахаси, соавтор исследования.

Когда-то считалось, что способность двигаться в такт присуща только людям, однако многочисленные исследования доказали, что это не так. Первым животным, которое продемонстрировало это, был какаду по кличке Снежок. Ролик с птицей, которая качает головой под трек Backstreet Boys, стал вирусным в 2009 году.

Снежка изучали исследователи из Института неврологии в Сан-Диего вместе с его владелицей Ириной Шульц. Они заявили, что его удивительно разнообразные ритмичные движения показывают, что способность к танцу распространяется не только на людей, а является реакцией на музыку при определенных процессах в мозге.

В новом исследовании ученые продолжили изучать способности животных чувствовать ритм, используя на этот раз крыс. Они установили крошечные беспроводные акселерометры на головы десяти лабораторных грызунов, которые фиксировали любые их движения. Затем крысам проигрывали одноминутные фрагменты Сонаты Моцарта для двух фортепиано ре мажор, K. 448 в четырех разных темпах. Также им ставили композиции «Born This Way» Леди Гаги, «Another One Bites the Dust» Queen, «Beat It» Майкла Джексона и «Sugar» Maroon 5.

В эксперименте также участвовали 20 человек, которым воспроизводили эти же мелодии в наушниках. На них тоже закрепили акселерометры для фиксации движений головы. Проанализировав данные с акселерометра, выяснилось, что и крысы, и люди дергали головой в такт в схожем ритме.

Поскольку музыка была ускорена, что затрудняло движение в такт, уровень движений как у людей, так и у крыс снижался. Кроме того, синхронизация ударов была наиболее четкой в ​​диапазоне от 120 – 140 BPM.

«Восприятие ритма и синхронизация в диапазоне от 120 до 140 BPM – обычное явление для людей и часто используется в музыкальных произведениях», – сказал Такахаси.

Ученые полагают, что эта способность может быть более распространена среди других видов, чем мы думали. 

«Далее я хотел бы показать, как другие музыкальные свойства, такие как мелодия и гармония, связаны с динамикой мозга. Меня также интересует, как, почему и какие механизмы мозга создают такие культурные поля человека, как изобразительное искусство, музыка, наука, технологии и религия. Я считаю, что этот вопрос является ключом к пониманию того, как работает мозг, и к разработке искусственного интеллекта следующего поколения», – заключил Такахаси.