№ 2(11)

Май – июнь

Russian Traveler №2(11) 2024

«Лох-несское чудовище» обитало в африканских реках 66 миллионов лет назад

Фото: University of Bath

Исследователи выяснили, что древние плезиозавры жили не только в морях, но и в реках.

Окаменелости плезиозавров, морских рептилий с длинной шеей, были найдены посреди Сахары на территории Марокко. Остатки животных покоились в иссушенной речной системе возрастом 100 миллионов лет. Это открытие предполагает, что некоторые виды плезиозавров, которых традиционно считали морскими существами, могли жить и в пресной воде.

Плезиозавры, впервые обнаруженные в 1823 году охотницей за окаменелостями Мэри Эннинг, были удивительными доисторическими рептилиями. На длинной шее сидела маленькая головка, а грузное, но ловкое тело украшали четыре длинных плавника.

Именно этими существами вдохновлялись иллюстраторы Лох-несского чудовища. Но в отличие от мифической «Несси», которую фантазия людей поселила в пресное озеро, плезиозавры считались морскими животными. По крайней мере, до этого момента.

Теперь ученые из Университета Бата и Портсмутского университета в Великобритании, а также Университета Хасана II в Марокко сообщили о небольших плезиозаврах , которые обитали в Африке в реке мелового периода.

Найденные окаменелости морских ящеров включают кости и зубы взрослых трехметровых особей и кость передней конечности полутораметрового детеныша. Это значит, что данные плезиозавры жили и питались в пресной воде вместе с лягушками, крокодилами, черепахами, рыбами и огромным спинозавром.

Фото: University of Bath
Взрослый и молодой африканские плезиозавры в сравнении с человеком

«Это пока бессвязный материал, но отдельные кости на самом деле многое говорят нам о древних экосистемах и животных в них. Кости и зубы были найдены разбросанными в разных местах, а не в виде скелета. Таким образом, каждая кость и каждый зуб принадлежат разным плезиозаврам. В нашей коллекции более дюжины таких животных», – Джорджина Банкер, соавтор исследования из Университета Бата.

И если кости предоставляют информацию о том, где умерло животное, то зубы пресноводных ящеров интересны тем, что выпали во время жизни животных – и показывают, где они обитали. Находки намекают на то, что плезиозавры проводили много времени в реке, а не забредали в нее случайно.

В то время как морские животные, такие как киты и дельфины, заходят в реки либо в поисках пищи, либо заблудившись, количество окаменелостей плезиозавров в африканской реке позволяет исключить такой вариант. Более вероятно, что плезиозавры могли обитать как в соленой, так и в пресной воде.

Карта окаменелостей плезиозавров

Возможно даже, что плезиозавры были постоянными жителями рек, как современные речные дельфины. Небольшой размер плезиозавров позволял им охотиться в мелких реках, а окаменелости показывают невероятно богатую ихтиофауну тех мест, которые сейчас превратились в знойную Сахару.

Пресноводные дельфины эволюционировали как минимум четыре раза – в реках Ганг, Янцзы и дважды в Амазонке. А в Байкале обитают пресноводные нерпы, поэтому вполне возможно, что некоторые виды плезиозавров тоже адаптировались к пресной воде.

«Люди спрашивают, как палеонтологи могут знать что-то определенное о жизни животных, вымерших миллионы лет назад? Реальность такова, что мы не всегда можем. Но мы можем выдвинуть предположения на основе имеющейся у нас информации. Мы найдем больше окаменелостей. Может быть, они подтвердят эти догадки. А может, и нет», – Джорджина Банкер.

По словам другого соавтора исследования доктора Самира Зухри, это открытие расширяет разнообразие фауны мелового периода в Марокко.

«Это еще одно сенсационное открытие, которое добавилось ко многим открытиям, которые мы сделали в Кем-Кем за последние пятнадцать лет работы в этом регионе. Кем-Кем был действительно горячей точкой невероятного биоразнообразия в меловой период», – говорит Зухри.

«Что меня поражает, так это то, что в древней марокканской реке было так много хищников, которые жили бок о бок друг с другом. Это точно было не место для тог, чтобы спокойно искупаться», – добавляет соавтор исследования Дэйв Мартилл.

Летопись окаменелостей предполагает, что плезиозавры существовали около 100 миллионов лет и вымерли вместе с динозаврами 66 миллионов лет назад.