№ 5 (14)

Декабрь – февраль

Russian Traveler №5(14) 2024

Море в клеточку: чем опасны перекрестные волны

Фото: Wikimedia Commons

Когда мы говорим о волнах, мы представляем плавные изгибы воды. Между тем порой на поверхности морей и океанов возникают квадратные «узоры», таящие в себе потенциальную опасность.

На острове Ре в Бискайком заливе (запад Франции) можно наблюдать удивительную картину: волны там накатывают на берег не параллельно, а почти ровной «шашечкой». Такой феномен ученые называют cross-waves или перекрестные волны.

Угол между ними может быть почти любым порой под 90 градусов. Подобное явление можно видеть не только у побережья Франции, но и пляжах Тель-Авива, Азорских островах и в других прибрежных регионах.

У перекрестных волн есть разные источники. К примеру, морское течение может гнать волны в одну сторону, а ветер в другую. Бывает и так, что волны, расходясь от двух разных штормов, сталкиваются и наслаиваются друг на друга.

А порой переменившийся ветер задает новое направление волнам и те нахлестываются на уже сформированные. Такое явление можно объяснить уравнением Кадомцева – Петвиашвили: оно описывает нелинейные волны в двумерных средах со слабой дисперсией.

Фото: Wikimedia Commons

Особое место среди уникальных волн со всего света занимают те, что образуются рядом с небольшим прибрежным городом Пуэрто-Чикама на северо-западе Перу. Их отличительная особенность — в том, что они достигают до четырех километров в длину. Волны у берегов Пуэрто-Чикама простираются от изолированного скального выступа до длинного пирса, разделяясь на несколько секций.

Первая волна, Мальпасо (Malpaso), тянется на 150 метров. За ней идет 600-метровая Киз (Keys), достигающая глубоких вод, а длина следующей за ней Пойнт (Point) составляет более километра. Следующие волны становятся все длиннее, пока не достигают четырех километров.

И пускай перекрестный прибой на мелководье не слишком высок, плавать в нем рискованно. Вдали от берега волны бывают выше и представляют опасность уже для яхт и маломерных судов.

Причина в том, что при качке экипажи обычно разворачивают суда перпендикулярно волнам. Однако в условиях cross-waves такой маневр невозможен, а потому есть шанс, что волна перехлестнет через борт или даже перевернет судно.