Можем ли мы думать, не используя слова?

Фото: Wikimedia Commons

На картинке показана область Вернике – часть коры головного мозга, ответственную за речь человека

Наука предполагает, что слова не являются строго необходимыми для мыслительного процесса.

Люди выражали мысли с помощью языка в течение десятков (или, возможно, сотен) тысяч лет. Это отличительная черта нашего вида – настолько, что ученые однажды предположили, что способность к языку была ключевым отличием между нами и другими животными.

Однако исследователей всегда интересовал вопрос, насколько связаны слова с непосредственной способностью человека мыслить. Иными словами, можно ли думать без слов? Ответ, как ни удивительно, положительный.

Исследования ученого из Университета Невады Рассела Херлберта показывают, что у некоторых людей нет внутреннего монолога в голове. То есть они не ведут беседу сами с собой на своем или каком-либо другом языке. Другие исследования также показывают, что люди не используют языковые области своего мозга при работе над бессловесными логическими задачами.

Это противоречит теории, которая доминировала десятилетиями, когда ученые считали, что разумное мышление тесно связано с нашей способностью составлять предложения.

«Одним из известных утверждений является то, что язык в основном появился, чтобы позволить нам оформлять в голове более сложные мысли. Эту идею отстаивали такие легендарные лингвисты, как Ноам Хомский и Джерри Фодор, в середине ХХ века, но в последние годы теория начала терять популярность», – Эвелина Федоренко, нейробиолог и исследователь из Института Макговерна Массачусетского технологического института.

Новые данные побудили исследователей пересмотреть свои старые предположения о том, как мы думаем и какую роль в этом процессе играет язык.

«Несимволизированное мышление – это тип познавательного процесса, который происходит без использования слов», – писал Херлберт в своем исследовании 2008 года.

Например, кто-то может использовать похожие слова, чтобы передать визуальную мысль о параде розовых слонов, как если бы они описали свой невизуальный внутренний монолог, ориентированный на розовых слонов. Другая проблема заключается в том, что распознать мысль, свободную от языка, может быть сложно.

«Большинство людей, даже те, кто часто этим занимается, не подозревают, что они используют несимволическое мышление», – Рассел Херлберт.

А поскольку люди настолько захвачены собственными мыслями и не могут напрямую получить доступ к чужому разуму, может возникнуть соблазн предположить, что мыслительные процессы, происходящие в наших собственных головах, универсальны.

Однако некоторые лаборатории, такие как лаборатория Федоренко, разрабатывают более эффективные способы наблюдения и измерения связи между языком и мышлением. Современные технологии, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и микроскопия, дают исследователям довольно хорошее представление о том, какие части человеческого мозга соответствуют различным функциям.

Например, ученые теперь знают, что мозжечок контролирует равновесие и осанку, а затылочная доля ответственна за большую часть зрительной обработки. И внутри этих более широких долей нейробиологи смогли аппроксимировать и нанести на карту конкретные функциональные области, связанные с такими вещами, как долговременная память, пространственное мышление и речь.

«Если язык имеет решающее значение для рассуждений, тогда должно быть некоторое перекрытие нейронных ресурсов, когда вы участвуете в рассуждениях. Другими словами, если язык необходим для мышления, области мозга, связанные с обработкой речи, должны активироваться всякий раз, когда кто-то использует логику для решения проблемы», – Эвелина Федоренко.

Чтобы проверить это утверждение, исследовательница и ее команда провели эксперимент, в ходе которого участникам дали решить логическую задачу без слов, например решить головоломку судоку или алгебраическое уравнение. При этом ученые сканировали мозг добровольцев с помощью фМРТ-машины. Исследователи обнаружили, что области мозга участников, связанные с речью, не задействовались при решении задач. Другими словами, участники производили мыслительный процесс без слов.

Исследования, подобные работам Федоренко, Херлберта и других ученых, показывают, что язык не является существенным для человеческого познания, что является особенно важным открытием для понимания некоторых неврологических состояний, таких как афазия, когда человек теряет способность говорить при уже сформировавшейся речи.