№ 5 (14)

Декабрь – февраль

Russian Traveler №5(14) 2024

На затонувшем корабле в Китае нашли более 600 артефактов

Фото: Xinhua

Судно затонуло в XIX веке.

Более 600 артефактов были обнаружены на хорошо сохранившемся затонувшем в реке Янцзы деревянном корабле. Эксперты заявили, что обнаружение реликвий свидетельствует о постоянном культурном обмене между Китаем и Западом.

Большинство артефактов представляют собой керамические изделия, многие из которых сохранились практически в идеальном состоянии. Предположительно, в основном они предназначались для торгового обмена с Шанхаем, который был открытым портом – именно оттуда начинался Морской шелковый путь.

Корабль затонул во время правления императора Тунчжи династии Цин, между 1861 и 1875 годами. 

Обломки корабля имеют длину около 38,5 м и ширину 7,8 м и содержат 31 каюту. Судно покоится на глубине 5,5 метра к северо-востоку от шанхайского острова Хэнша.

Находки доказывают, что между Китаем и Западом происходил постоянный культурный обмен. Как отметил член Китайской академии культурных реликвий Лю Чжэн, редкий фарфор с зеленой глазурью, произведенный в главном китайском центре производства фарфора в провинции Цзянси, был вдохновлен европейскими технологиями изготовления фарфора.

«Такие фарфоровые изделия показывают, насколько хорошо Китай мог перенимать черты западной культуры более столетия назад», – Лю Чжэн.

По словам Лю, в отличие от затонувшего корабля Наньхай династии Сун (960–1279), обнаруженного в Южно-Китайском море 35 лет назад, «более молодой» корабль династии Цин является доказательством давно развивающейся культуры морского Шелкового пути в Китае, охватывающей разные периоды и продолжающейся по сей день.

Китай на страже древних реликвий

2 марта Управление национального культурного наследия и муниципальное правительство Шанхая совместно объявили об официальном запуске проекта по защите культурных реликвий в устье № 2 реки Янцзы. Это крупнейший подводный археологический проект в Китае, который был включен в 14-й пятилетний план защиты культурных реликвий и научно-технических инноваций.

В проекте используется первая в мире технология с использованием дуговых балок. Во время операции по извлечению артефактов основное рабочее судно использует 22 гигантских дугообразных балки вокруг затонувшего судна, чтобы сформировать огромный полуцилиндрический кессон.

Судно будет извлечено полностью вместе с осадком и забортной водой общим весом более 10 000 тонн без утечек. Ожидается, что вся эта операция займет от двух до трех месяцев.

По словам Чжао Дуншэна, доцента кафедры археологии Школы истории Нанкинского университета, создание виртуальной лаборатории подводной археологии, закупка необходимого оборудования и обучение дополнительных специалистов должны стать следующим направлением китайской подводной археологии.

Все находки, извлеченные из реки Янцзы, будут размещены в Музее старинных кораблей, который планируется построить в ближайшем будущем.