№ 2(11)

Май – июнь

Russian Traveler №2(11) 2024

Назван обладатель самого крупного генома на планете

Фото: Pol Fernandez

Tmesipteris oblanceolata (= Tmesipteris truncata)

Книга рекордов Гиннесса присудила звание «обладателя самого большого генома» на планете Земля новокаледонскому папоротнику Tmesipteris oblanceolate.

Ученые подсчитали, что если «размотать» ДНК одной из клеток папоротника Tmesipteris oblanceolata – ничем не примечательного жителя тихоокеанского острова Новая Каледония – то её длина составит около 106 метров

Для сравнения: «нить» человеческого ДНК растянется чуть больше чем на два метра.

Всего в организме человека содержится около 30 триллионов клеток. Каждая из них имеет ядро, содержащее ДНК, которая из поколения в поколение передаёт информацию, необходимую для приспособления и выживания человечества. Совокупная ДНК организма и называется геномом.

Вес же человеческого генома составляет 3.1 пар гигабаз (Гбп) – так называется единица измерения длины ДНК. В одной гигабазе – миллиард пар оснований ДНК.

А вот Tmesipteris oblanceolate может похвастаться геномом весом в целых 160 Гбп! При этом сам папоротник, который можно встретить только лишь на небольшой французской территории в Тихом Океане, достигает не больше 10 сантиметров в длину.

Фото: Pol Fernandez / Wikimedia Commons
Tmesipteris oblanceolata. (= Tmesipteris truncata)

Раньше звание обладателя самого крупного генома принадлежало японскому цветку Paris japonica. Но папоротник из Новой Каледонии опередил его в размерах генома на целых 7 процентов. По словам соавтора только что опубликованного исследования Илии Лейтич, команда была действительно шокирована своим открытием.

«Мы думали, что уже достигли биологического предела. Мы поистине подходим к изведанной границе биологии», — прокомментировала Лейтич, которая является научным сотрудником Британского Королевского ботанического сада Кью.

Работа по изучению рекордсмена началась в 2023 году, когда двое ученых из исследовательской команды отправились на главный новокаледонский остров Гранд-Тер, чтобы объединить усилия с местными учеными.

К сожалению, они также пришли к выводу, что наличие огромного генома не повод для радости. Чем больше геном, тем больше должны быть клетки, чтобы его вместить. Для растений это означает наличие более крупных пор листьев, а значит, и более медленный рост. Также большой геном ограничивает репродуктивные способности растений из-за трудностей в воссоздании новых копий ДНК.

Поэтому нашему герою может быть гораздо сложнее адаптироваться к изменениям окружающей среды, чем его соратникам с менее внушительным геномом.