Углеводород на глубине 11 000 метров: загадка Бездны Челленджера

Эта загадка возникла после того, как ученые собрали образцы в самой глубокой точке поверхности Земли – Бездне Челленджера.

Ученые из Университета Восточной Англии (UEA) вместе с коллегами из Китая и России обнаружили в самой глубокой части океана бактерии, питающиеся углеводородом, которого теоретически там быть не должно. Исследование велось на глубине около 11 тысяч метров.

«Мы знаем больше о Марсе, чем о самой глубокой части океана», – руководитель научной группы Сяо-Хуа Чжан (Xiao-Hua Zhang).

Получив образцы микробных популяций с помощью глубоководных аппаратов, ученые зафиксировали присутствие крупных групп углеводородоразлагающих бактерий из родов Oleibacter, Thalassolituus и Alcanivorax. Эти типы грамотрицательных, облигатно аэробных или микроаэрофильных палочковидных морских микроорганизмов получают энергию из соединений, похожих на те, что присутствуют в нефти.

При этом для Марианской впадины характерно самое высокое соотношение углеводородоразлагающих бактерий на Земле. Это удивило исследователей: если на поверхности воды углеводород в основном появляется в результате загрязнения Мирового океана – например, после разлива топлива, то его происхождение на больших глубинах непонятно.

Проанализировав состав воды изо всех частей Бездны Челленджера, специалисты нашли присутствие углеводорода на всех участках, в том числе на расстоянии шести тысяч метров от поверхности океана и ниже. Они предпологают, что этот углеводород имеет биологическое – гетеротрофное– происхождение. Вероятнее всего, в глубоководной среде углеводороды производит еще одна, пока неизвестная микробная популяция.

Углеводород – органическое соединение, состоящие из атомов водорода и углерода, которое обнаруживается даже в сырой нефти и природных газах. В свою очередь углеводородоразлагающие бактерии становятся доминирующим микроорганизмом нефтяных загрязнений. Осуществляя биодеградацию углеводородов, они играют важную роль в биоочистке морских экосистем.