№ 2(11)

Май – июнь

Russian Traveler №2(11) 2024

Очаровательный мини-завропод: самый древний африканский динозавр

Фото: Andrey Atuchin

Mbiresaurus raathi в представлении художника

Это открытие палеонтологов проливает ссвет на эволюцию динозавров и на один из самых фундаментальных вопросов триасовой палеонтологии.

Ученые, работавшие в формации Пеббли-Аркосе на севере Зимбабве с 2017 года, представили свою главную находку – образец почти полного скелета динозавра вида Mbiresaurus raathi.

Возраст окаменелости составляет около 230 миллионов лет, что делает ее старейшей из когда-либо найденных в Африке.

«Самые ранние динозавры были маленькими – далекими от гигантов, о которых мы обычно думаем», – Кристиан Каммерере, палеонтолог из Музея естественных наук Северной Каролины.

Недавно найденный динозавр является завроподоморфом, родственником высоких завроподов с длинной шеей, таких как брахиозавр и апатозавр. Этот небольшой динозавр был около двух метров в длину и не более полуметра в высоту.

М. raathi жил в позднем триасовом периоде (от 252 до 201 миллиона лет назад). Он обитал на берегах древней реки на территории нынешнего Зимбабве. Это была богатая древняя экосистема, которая включала в себя не только динозавров.

В ходе раскопок палеонтологи обнаружили многочисленных древних млекопитающих, известных как цинодонты, а также бронированных крокодилов, причудливых рептилий, называемых ринхозаврами, и даже свидетельства существования древнего плотоядного динозавра.

Такую коллекцию окаменелостей палеонтологи могут найти и в Африке, и в прериях Южной Америки, и в скалистых обнажениях Бразилии. В триасовый период все континенты Земли были объединены в один гигантский суперконтинент – Пангею. Вот и получается, что регионы, которые теперь разделены целыми океанами (Южная Америка и Африка), когда-то имели общую флору и фауну.

«Если вы проведете линию через Пангею, соединяющую северную Аргентину и южную Бразилию, вы также пересечете северную часть Зимбабве», – Кристофер Гриффин, палеонтолог позвоночных из Йельского университета.

Следовательно, M. raathi очень похож на других завроподоморфов позднего триаса – например, эораптора, которого находили в Бразилии и Индии. Тем не менее, остается загадкой, почему определенные звери жили в разных регионах Пангеи в то время.

Такие места, как формация Пеббли Аркоз, дают ключ к разгадке этой тысячелетней тайны. Основываясь на более ранних исследованиях, ученые предположили, что животные триасового периода оставались в границах своего ареала из-за привычных климатических моделей.

Близкородственные динозавры, обнаруженные в Южной Америке, на юге Центральной Африки и в Индии, доказывают, что подобные животные свободно бродили по этой конкретной полосе широт, но не за ее пределами – возможно, их сдерживала сильная жара или засуха.

В ходе раскопок ученые обнаружили еще одну окаменелость динозавра, которая может быть даже старше M. raathi. Это ньязазавр (Nyasasaurus), который был найден в ископаемом образовании возрастом примерно 245 миллионов лет в Танзании. Однако палеонтологи нашли только несколько костей животного. Пока этого недостаточно, чтобы сделать выводы о его точном возрасте и происхождении, и миниатюрный M. raathi остается самым древним признанным африканским динозавром.

Образец M. raathi сейчас находится в Музее естественной истории Зимбабве в Булавайо.

«Мы почти ничего не знали о самых ранних динозаврах в Африке, и открытие мбирезавра изменило это. Я думаю, что это одно из самых важных недавних открытий динозавров в мире», – говорит Стив Брусатте, палеонтолог из Эдинбургского университета в Шотландии.