Оса, цветок и комар застыли в янтаре 30 миллионов лет назад

Фото: George Poinar, Jr

В одной капле янтаря – тройной улов для любопытного учёного!

Энтомолог Джордж Пойнар-младший изучал доминиканский янтарь, когда ему удалось сделать необычное открытие и задокументировать первую окаменелость рода растений Plukenetia на карибском острове Эспаньола. Вместе с образцом растения в капле янтаря застыли оса и муха.

«Ископаемые цветы членов этого семейства довольно редки. Я смог найти только одну ранее известную окаменелость в осадочных отложениях в Теннесси», – Джордж Пойнар-младший.

Знаменитый доминиканский янтарь – это окаменелая смола давно вымершего дерева Hymenaea protera. По мнению ученых, когда-то это дерево росло среди влажных тропических лесных экосистем. Этот конкретный образец янтаря был добыт в горном массиве Кордильера Септентриональ.

О возрасте окаменелостей, которые попадаются в доминиканском янтаре, существуют противоречивые теории (все из них опираются на присутствие тех или иных микроорганизмов), и учёные до сих пор спорят, какая из них верна. Некоторые исследователи говорят, что присутствие фораминифер – одноклеточных простейших, которых иногда называют «бронированными амебами», – указывает на то, что янтарь образовался примерно 20-15 миллионов лет назад.

Другие предполагают дату 45-30 миллионов лет назад, основываясь на наличии кокколитов — пластинок карбоната кальция, образованных одноклеточным фитопланктоном, называемым кокколитофоридами. Аналогичные образцы янтаря, обнаруженные в Пуэрто-Рико и на Ямайке, относятся к олигоцену (33,9–23 млн лет назад) и маастрихту-палеоцену (72,1–66 млн лет назад) соответственно.

По оценкам Пойнара-младшего, этому конкретному образцу янтаря с инклюзами 30 миллионов лет. Окаменелость помогла не только открыть новый вид растений, но и показала целый экологический микрокосм в капле смолы. По мнению Пойнара, тут демонстрация и опыления, и хищничества, и даже паразитизма.

Вместе с цветком в янтаре обнаружилась застывшая окаменелая оса – Hambletonia dominicana. Эта оса относится к группе паразитов, известных тем, что они откладывают свои яйца с личинками в более мелких насекомых, а бедняги становятся пищей для развивающихся молодых ос.

Современные представители растений рода Euphorbia (ныне живущие родственники окаменелого образца) действительно опыляются мелкими осами, так что вполне возможно, что эта оса играла аналогичную экологическую роль, когда попала в смолу.

Используя изображение с высоким разрешением, Пойнар заметил крошечную личинку галлицы (Cecidomyiidae) – небольшого комарика – внутри одного из развивающихся семян цветка. Капсула яичника, в которой обитала личинка, была повреждена. Ученый считает, что привлеченная к цветку оса отложила в него свою личинку, которая после вылупления вскоре заразила бы и личинку галлового комара.

Коварный план осы, тем не менее, сорвался, когда капля липкой смолы внезапно покрыла все три организма и застыла вместе с ними на миллионы лет.

«Во многих случаях неродственные организмы просто случайно оказываются погребенными вместе в янтаре. Но я чувствую, что в этом случае оса была привлечена к цветку либо для получения нектара, либо для попытки отложить яйцо на капсулу, содержащую личинку комара», – заключает Пойнар-младший.