Палеонтологи впервые обнаружили пупок динозавра

Фото: Julius T. Csotonyi

Динозавр Psittacosaurus в представлении художника

Ученые выяснили, что по крайней мере у некоторых нептичьих динозавров действительно были пупки.

Вы никогда не задумывались об этом, но теперь придется: у многих современных птиц и рептилий есть пупки. Змеи и птицы теряют пупочный рубец в течение нескольких дней или недель после вылупления из яйца, а вот другие животные – например, аллигаторы – сохраняют их на всю жизнь.

Теперь ученым известно, что пупки сохранялись также по крайней мере у некоторых нептичьих динозавров. Поразительно сохранившаяся окаменелость пситтакозавра, которая позволила сделать такой вывод, была найдена в Китае в 2002 году и получила обозначение SMF R 4970.

Нептичьими динозаврами называют всех динозавров за исключением птиц. Да-да, птицы по современным данным являются хищными динозаврами. А вот все нептичьи динозавры вымерли 66 млн лет назад.

Фото: Dr. Anne A Madden
3D-реконструкция пситтакозавра с длинным пупочным рубцом

Окаменелость динозавра из рода пситтакозавров превосходно сохранилась: палеонтологи смогли изучить отдельные чешуйки, длинные хвостовые перья (которые представляли из себя полые щетины) и первую клоаку, которую когда-либо смогли рассмотреть у нептичьего динозавра. С помощью новейших технологий исследователи обнаружили, что в том месте, где должен находиться пупок динозавра, можно заметить изменение рисунка кожи и чешуи. Это значит, что именно там желточный мешок был реабсорбирован малышом-динозавром.

Подобно пуповине, желточный мешок и другой эмбриональный орган дыхания – аллантоис – доставляют кислород и питательные вещества зародышу, а заодно помогают избавиться от продуктов метаболизма. Прежде чем детеныш вылупится, эти соединения с эмбриональными органами запечатываются, оставляя длинный шрам.

Фото: BMC Biology, 2022
Лазерное изображение пупочного шрама пситтакозавра с крупным планом его чешуи

Исследователи давно выдвинули гипотезу, что у яйцекладущих динозавров был пупок, но это первое реальное доказательство, которое ее подтверждает. Окаменелости мягких тканей редко сохраняются среди динозавров, но пситтакозавр SMF R 4970 позволяет нам рассмотреть его в беспрецедентных деталях. Размер чешуек и их гладкие края позволяют предположить, что пупочный рубец не был вызван физической травмой или болезнью.

При этом в отличие от большинства рептилий и птиц, которые довольно быстро теряют такой шрам, пупок пситтакозавра сохранялся как минимум до наступления половой зрелости – подобно ящерицам и крокодилам, с которыми он имеет наибольшее морфологическое сходство.

«Мы привыкли называть такую разновидность этого шрама пупком, у людей он меньше. Этот образец — первая окаменелость динозавра, сохранившая пупок, что связано с его исключительным состоянием, в котором обнаружили пситтакозавра», – пишут ученые.