Почему большинство курильщиков никогда не сталкивается с раком легких

Фото: pixabay.com

Ученые разобрались в этом вопросе.

Без сомнения, самый надежный способ попробовать защитить себя от рака легких – вообще не брать в руки сигареты, но в то же время верно и то, что не все курильщики сталкиваются с этим недугом. На самом деле, подавляющее большинство курильщиков никогда не заболевают раком. Ученые давно задавались вопросом, почему это происходит. И вот выяснили, что причина всему – генетика.

У людей, которые курят, но не заболевают раком легких, исследователи обнаружили неотъемлемое преимущество: клетки, которые выстилают их легкие, со временем менее склонны к мутации. Полученные данные свидетельствуют о том, что гены репарации ДНК (благодаря чему исправляются повреждения и разрывы в молекулах) у некоторых людей более активны, что может защитить от возникновения рака даже заядлых курильщиков.

В исследовании использовались генетические профили, взятые из бронхов 14 добровольцев, которые никогда не курили, а также 19 людей, которые курят совсем мало, умеренно, плюс, исследовали, конечно, и заядлых курильщиков. Поверхностные клетки, взятые из легких участников, были индивидуально секвенированы, чтобы измерить мутаций в геномах.

«Эти клетки легких выживают годами, даже десятилетиями и, таким образом, могут накапливать мутации как с возрастом, так и с курением. Из всех типов клеток легких именно эти чаще всего мутируют в раковые», – Саймон Спивак, соавтор исследования из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна.

По словам авторов, полученные данные недвусмысленно демонстрируют, что мутации в легких всех людей увеличиваются с возрастом, а у курильщиков повреждения ДНК еще значительнее. Табачный дым давно связали с повреждением ДНК в легких, но новое исследование показало, что не все курильщики находятся в одной лодке.

В то время как количество сигарет, которое выкуривает человек, было связано с увеличением скорости клеточных мутаций, после примерно 23 лет курения (пачка в день) этот риск не растет, а выходит на плато.

«Самые заядлые курильщики не имели большого количества мутаций. Наши данные свидетельствуют о том, что эти люди, возможно, так долго выживали, несмотря на их активное курение, потому что им удалось подавить дальнейшее накопление мутаций. Это выравнивание мутаций может быть связано с тем, что у этих людей были очень совершенные системы для восстановления повреждений ДНК или детоксикации сигаретного дым», – Саймон Спивак.

Полученные данные могут помочь объяснить, почему у 80–90% курильщиков на протяжении всей жизни никогда не развивается рак легких. Они также могут пролить свет на то, почему у некоторых людей, которые вообще никогда не курили, развиваются опухоли.

По словам ученых, гены, связанные с репарацией ДНК, могут быть унаследованы или приобретены. Но гены – не единственные факторы, влияющие на риск развития рака у человека. Факторы окружающей среды, диета, также могут влиять на питательные вещества в организме и способствовать развитию опухолей.

«Теперь мы хотим разработать новые тесты, которые могут измерить способность к репарации ДНК или детоксикации: таким образом, мы могли бы разработать новый способ оценки риска появления рака легких», – пишут ученые.