Почему от холода у нас болят зубы?

Фото: Katharina Zimmermann

Ученые обнаружили белок, который ответственен за неприятные ощущения в зубах.

Исследовательская группа под руководством Катарины Циммерман из Университета имени Фридриха — Александра (Германия) обнаружила причины гиперчувствительности зубов, в том числе к очень холодной пище или жидкости.

Они открыли новую функцию одонтобластов. Это клетки, которые образуют дентин — оболочку под эмалью, покрывающую мягкую пульпу зуба, содержащую нервы и кровеносные сосуды.

«Мы обнаружили, что одонтобласты, поддерживающие форму зуба, также ответственны за ощущение холода. Это исследование вносит новую функцию в эту клетку, что интересно с точки зрения фундаментальной науки. Но теперь мы также знаем, как вмешаться в эту функцию чувствительности к холоду, чтобы подавить зубную боль», — Йохен Леннерц, соавтор исследования.

Многие люди испытывают сильную боль от холода — например, когда в зубе образовалась дырка из необработанной полости. Но зубы также могут стать очень чувствительными к холоду из-за эрозии десен и кариеса.

Чтобы найти причину гиперчувствительности зубов, ученые провели эксперименты на мышах, просверлив им коренные зубы под анестезией. Мыши с травмами зубов демонстрируют, что испытывают боль, своим поведением: в частности, пьют на 300% больше воды с сахаром, чем их сородичи без таких травм.

В предыдущем исследовании группа исследователей обнаружила TRCP5 — белок, кодируемый геном TRCP5, который экспрессируется в нервах во многих частях тела. Их более раннее открытие позволило исследователям сосредоточиться на TRCP5 как на посреднике боли от холода.

Изучая генетически измененных мышей, у которых не было гена TRCP5, исследователи обнаружили, что мыши с поврежденными зубами не проявляли признаков боли и вели себя как мыши без травм зубов.

«Теперь у нас есть неопровержимые доказательства того, что датчик температуры TRCP5 передает холод через одонтобласты и запускает нервные импульсы, вызывая боль и гиперчувствительность к холоду. Эта чувствительность к холоду может быть способом тела защитить поврежденный зуб от дополнительных травм», — Йохен Леннерц.

В ответ на холод белок TRCP5 открывает каналы в мембране одонтобластов, позволяя другим молекулам, таким как кальций, проникать в клетку и взаимодействовать с ней. Так, если пульпа зуба воспалена, TRCP5 избыточен, что вызывает усиление передачи электрических сигналов через нервы, выходящие из корня зуба и идущие в мозг, где ощущается боль.

«Большинство клеток и тканей замедляют свой метаболизм в присутствии холода, поэтому донорские органы обычно хранят на льду. Но TRPC5 делает клетки более активными в холоде, а способность одонтобластов ощущать холод через TRPC5 сделала наше открытие столь захватывающим», — отмечает Леннерц.

По словам Леннерца, человеческие зубы не предназначены для разделения на ультратонкие слои, которые можно изучить под микроскопом. Из-за этого для их детального изучения исследователям понадобилось сначала декальцинировать зубы и поместить их в эпоксидную смолу, а уже потом разрезать их и идентифицировать каналы TRPC5 в одонтобласты.

Исследовательская группа также определила фармакологическую цель для минимизации чувствительности зубов к холоду. На протяжении веков гвоздичное масло использовалось как средство от зубной боли. И вот разгадка, подтверждающая мудрость древних лекарей: активным агентом гвоздичного масла является эвгенол, который блокирует TRCP5.

Зубные пасты, содержащие эвгенол, уже есть на рынке, но результаты этого исследования могут привести к более эффективным применениям для лечения зубов, гиперчувствительных к холоду.