Под поверхностью Земли может плескаться огромный океан

Фото: NASA's Marshall Space Flight Center / Flickr

Если это так, то в нем содержится больше воды, чем во всех океанах планеты.

Исследователи обнаружили область под земной поверхностью, которая, как предполагается, содержит во много раз больше воды, чем все остальные земные океаны вместе взятые.

К этой теории привело открытие необычного алмаза. И она может перевернуть общепринятые представления о том, как вода появилась на планете.

В Университете Гёте во Франкфурте ученые-геологи исследовали алмаз, найденный в Ботсване под землей на глубине более 640 метров. При анализе содержимого камня они обнаружили, что в нем содержится большое количество воды. Это может подтвердить теорию о том, что огромный океан «подвешен» между верхним и нижним слоями Земли, глубоко внутри коры планеты.

Глубина, на которой был найден алмаз, находится в самой глубокой части «переходной зоны» – пограничного слоя, отделяющего верхнюю мантию Земли от нижней. Минералы, найденные в таких областях переходной зоны, имеют большую плотность и с меньшей вероятностью могут перемещаться к поверхности Земли, как тектонические плиты.

«Эти минеральные преобразования сильно препятствуют движению горных пород в мантии. Например, мантийные плюмы – поднимающиеся из глубины мантии столбы горячих пород – иногда останавливаются прямо под переходной зоной. Движение массы в противоположном направлении также останавливается», – Франк Бренкер, соавтор исследования.

Из-за плотности и статичности этой зоны ученые не были уверены, сколько там содержится воды. Но потом они проанализировали алмаз. Используя передовую спектроскопию, исследователи обнаружили, что алмаз содержит рингвудит – минерал с высоким содержанием воды.

«В этом исследовании мы продемонстрировали, что переходная зона не является "сухой губкой", а содержит значительное количество воды. Это также приближает нас на один шаг к фантастической идее Жюля Верна об океане внутри Земли», – сказал Бренкер.

Ученые и ранее предполагали, что, переходная зона может содержать в шесть раз больше воды, чем все океаны планеты. Все потому, что минералы, обнаруженные глубоко в земной коре – вадслеит и рингвудит – могут хранить большой объем воды.

Это открытие может дополнить другие исследования, которые предлагают пересмотреть гипотезы о том, откуда взялась вода на Земле. Основная теория гласит, что молодая Земля была слишком горячей, чтобы вода образовалась там естественным образом. Считается, что вода появилась дальше в Солнечной системе, а затем попала ​​на планету вместе с кометами или астероидами. Но если вода всегда существовала глубоко в переходной зоне планеты, эту теорию нужно будет опровергнуть.