Раскрыт новый секрет легендарных скрипок Страдивари

Фото: ACS Analytical Chemistry

Скрипки работы Страдивари: Сан-Лоренцо (1718 год, слева) и Тоскано (1690 год)

В знаменитых музыкальных инструментах нашли слой на основе белка.

Высокоточный метод визуализации в нанометровом масштабе позволил ученым выявить слой на основе белка между деревом и лаковым покрытием двух скрипок Страдивари. Некоторые музыканты полагают, что скрипки Страдивари воспроизводят музыку с уровнем чистоты, недоступным современным инструментам. Считается, что все дело — в том, как именно Антонио Страдивари обрабатывал свои скрипки несколько веков назад.

Разгадать эту тайну решили специалисты в области аналитической химии: они изучили две драгоценные скрипки — Сан-Лоренцо (1718 год) и Тоскано (1690 год). Более ранние исследования показывали, что некоторые струнные инструменты работы Страдивари отличаются скрытым покрытием под блестящим лаком. Оно необходимо, чтобы заполнить и сгладить древесину.

Антонио Страдивари на гравюре XIX века

В новом исследовании специалисты применили инфракрасную спектроскопию с преобразованием Фурье и обнаружили, что на двух скрипках действительно есть загадочный промежуточный слой. Тогда ученые пошли дальше: они использовали сканирующую микроскопию ближнего поля с инфракрасным рассеянием (IR s-SNOM) для анализа музыкальных инструментов.

Результаты исследования показали, что слой между деревом и лаком на обоих инструментах содержит соединения на основе белков, которые собираются в наноразмерные пятна. Несмотря на то, что ученые приблизились к разгадке тайны скрипки Страдивари, чтобы узнать больше, необходимы дальнейшие исследования.

Ранее сообщалось о новом исследовании, которое пролило свет на феномен использования звука для облегчения боли. Используя самые современные методы визуализации мозга, международная группа исследователей обнаружила нейронный механизм, с помощью которого звук снижает чувствительность к боли, и, что удивительно, низкая громкость оказалась более эффективной.