Риск деменции у собак увеличивается на 52% каждый год после 10 лет

Фото: rawpixel.com

Больше двигаться – этот рецепт может помочь предотвратить болезнь.

Новое исследование показало, что риск развития у собак нейродегенеративного состояния, похожего на деменцию, увеличивается на 52% каждый год после того, как им исполнилось 10 лет. Когнитивная дисфункция собак (CCD) связана со старением мозга собаки, что проявляется в ослаблении памяти и способностей к обучению.

Однако исследователи из Вашингтонского университета обнаружили, что у активных собак гораздо меньше шансов на развитие синдрома. По их словам, неактивные собаки имеют в 6,5 раз больший риск CCD, чем физически активные питомцы.

«Учитывая все больше свидетельств параллелей между когнитивными заболеваниями собак и людей, точная диагностика CCD у собак может предоставить исследователям более подходящие модели животных для изучения старения в популяциях людей», – пишут авторы исследования.

Предыдущие исследования показали, что 28% собак в возрасте от 11 до 12 лет и 68% собак в возрасте от 15 до 16 лет имели один или несколько признаков когнитивных нарушений. Хотя точная причина неизвестна, считается, что это происходит в результате химических и физических изменений в мозгу животного по мере взросления.

Как и в случае с болезнью Альцгеймера у людей, это состояние развивается медленно и со временем приводит к необратимым изменениям. Симптомы CCD включают потерю памяти, снижение пространственного восприятия, поведенческие изменения, такие как посещение туалета в помещении, нарушение сна и дезориентацию.

Для исследования, опубликованного в Scientific Reports, 15 019 владельцев собак прошли два опроса в период с декабря 2019 по 2020 год. Первый опрос касался общего состояния здоровья и физической активности их питомца, а второй – симптомов CCD.

Если рассматривать только возраст, то результаты показывают, что вероятность того, что собаке будет поставлен диагноз CCD, увеличивается на 68% каждый год после десятилетнего возраста. Однако, если принять во внимание проблемы со здоровьем, стерилизацию, уровень физической активности и породу, этот показатель снижается до 52 процентов на каждый дополнительный год жизни.

Также было обнаружено, что собаки с историей неврологических, глазных или слуховых заболеваний имеют более высокий шанс страдать от нейродегенеративного состояния.

«Предыдущие исследования на моделях грызунов показали, что физические упражнения могут оказывать защитное действие против развития биологических маркеров и последующего поведенческого дефицита, характерного для болезни Альцгеймера», – Сара Ярборо, ведущий автор исследования.

Эти наблюдения могут отражать различные биологические механизмы, в том числе снижение провоспалительных цитокинов в головном мозге, которые в противном случае способствуют повреждению и смерти нейронов, а также увеличение пластичности нейронов.

«Снижение шансов CCD среди более активных собак в нашей когорте может быть результатом тех же механизмов», – говорит Ярборо.

Исследователи отмечают, что недостаток физических упражнений не обязательно вызывает возникновение CCD, поскольку это состояние само по себе может привести к снижению активности.