Старейшая в мире карта звездного неба найдена в средневековом манускрипте

Фото: Museum of the Bible

Фрагмент карты, исписанный поверх текстом на средневековом пергаменте, считается копией давно утерянного звездного каталога II века до н. э.

Исследователи обнаружили карту звездного неба, которая, вероятно, была составлена греческим астрономом Гиппархом, жившим во II веке до нашей эры. Фрагмент был спрятан на девяти листах религиозного фолианта Codex Climaci Rescriptus в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте.

Кодекс представляет собой палимпсест – рукопись на пергаменте, который уже был исписан. В этом конкретном случае более древний текст соскоблили с пергамента, чтобы освободить место для христианских палестинских арамейских текстов, рассказывающих истории из Ветхого и Нового Заветов.

Ученые полагали, что ранние записи также представляют собой христианские тексты, однако с помощью мультиспектральной визуализации они обнаружили нечто более удивительное: числа, обозначающие в градусах длину и ширину созвездия Северная Корона, и координаты звезд, расположенных в его самых дальних углах.

Волнение исследователей только возросло, когда точные координаты позволили им определить дату записи – примерно 129 год до нашей эры. Это время, когда Гиппарх предпринимал самую раннюю из известных попыток составить карту всего ночного неба.

Называемый «отцом научной астрономии», Гиппарх (время жизни около 190-120 гг. до н. э.) провел большую часть своих последних лет, проводя астрономические наблюдения на острове Родос.

Документов о его жизни осталось немного, но исторические тексты приписывают ему ряд впечатляющих научных достижений, таких как точное моделирование движения Солнца и Луны, изобретение шкалы яркости для измерения звезд, дальнейшее развитие тригонометрии, и, возможно, изобретение астролябии – портативного устройства в форме диска, которое может вычислять точное положение небесных тел.

В 134 году до нашей эры Гиппарх увидел в ночном небе нечто удивительное: на клочке ранее пустого пространства вспыхнула новая звезда.

«Движение этой звезды по линии ее сияния заставило его задаться вопросом, было ли это частым явлением, не движутся ли звезды, которые мы считаем неподвижными. И следом он совершил дерзкий поступок, который был бы предосудителен даже для Бога. Он осмелился составить список звезд для потомков и отметить небесные тела по именам в списке, изобретя машину, с помощью которой можно было бы указать их различные положения и величины», – писал об открытиях Гиппарха древнеримский историк Плиний Старший.

Гиппарх составил каталог примерно 850 звезд на ночном небе, отметив их точное местоположение и яркость. Сравнив свою полную звездную карту с более фрагментарными измерениями отдельных звезд, сделанными астрономами прошлого, Гиппарх понял, что далекие звезды сместились на два градуса от своего первоначального положения.

Вслед за этим астроном сделал правильный вывод о причине смещения видимых положений звезд: Земля медленно прецессировала, раскачиваясь вокруг своей оси на 1 градус каждые 72 года. Хотя ссылки на знаменитый каталог Гиппарха сохранились – в частности, он выгравирован на глобусе, который держится на плечах итальянской мраморной скульптуры II века под названием «Атлас Фарнезе», – сам каталог и его копии были утеряны.

Исследователи сделали 42 фотографии каждой из девяти страниц в широком диапазоне длин волн, а затем просканировали фотографии с помощью компьютерных алгоритмов, которые выделили текст, скрытый под ними. Затем, прочитав координаты из фрагментов карты, ученые использовали для ее идентификации ту же идею планетарной прецессии Земли. Обращая время вспять, они перевели звезды Северной Короны в прошлое к тому году, когда светила сияли в небе именно в том месте, которое описывало скрытое письмо.

Монастырь Святой Екатерины на Синае, где был найден фрагмент карты

В дальнейшем исследователи надеются улучшить свои методы визуализации и отсканировать другие страницы кодекса. Большая часть из 146 листов рукописи в настоящее время принадлежит американскому миллиардеру Стиву Грину и выставлена ​​в его Музее Библии в Вашингтоне.

Исследователи также полагают, что в более чем 160 палимпсестах в монастыре Святой Екатерины могут скрываться дополнительные страницы из «звездного каталога». Ранние исследования уже привели к открытию ранее неизвестных греческих медицинских текстов, которые включают хирургические инструкции, рецепты лекарств и справочники по лекарственным растениям.

Хотя записи Гиппарха можно назвать старейшей полной картой звездного неба, звание самой старой фрагментарной карты принадлежит древнеегипетской звездной карте, которая была нарисована в одной из гробниц около 3500 лет назад.